Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
Теоретические основы воспитания ребенка в игре. Игра как исторически возникший вид деятельности человека. Место игры в жизни человеческого общества. Функции игры как специфического вида деятельности человека. Место игры в жизни ребенка. Игра ребенка как деятельность социальная по происхождению и своей природе (мотивы, содержание, структура). Активный, творческий характер игровой деятельности ребенка, ее эмоциональная насыщенность, саморегуляция действий и поступков ребенка в игре. Роль игры в развитии субъектной позиции ребенка, овладения им социальным опытом, гармонизации детских взаимоотношений.
Альтернативные подходы к пониманию сущности игры, ее происхождения, необходимости руководства играми детей (К. Гросс, Ф. Бойтендайк, З. Фрейд, В.Г. Плеханов, Д.Б. Эльконин и др.). Становление и развитие теории и методики руководства играми детей в целях их воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, З.В. Лиштван, А.И. Быкова).
Разработка теории игры и методики руководства ею в детском саду (Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Л.В. Артемова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, Н.М. Крылова и др.). Значение игры в развитии личности ребенка. Игра как средство и метод воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Структура детской игры. Наличие цели, мотивов, средств реализации, разных видов действий, результата. Исследование А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о взаимодействии сюжета, роли, действий, взаимоотношений детей, использовании игрового материала. Роль игрушки в игре ребенка. Возможности использования в детской игре разнообразных игровых материалов (предметы-заместители, схемы, модели и др.).
Проблема классификации игр детей. Виды игр детей: творческие и игры с правилами; игры, возникающие по инициативе ребенка, игры, связанные с исходной инициативой взрослого, народные игры, идущие от исторических традиций этноса. Возможности разных видов игр в решении задач воспитания, обучения, образования и развития ребенка-дошкольника.
Игрушка и ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
Творческие игры. Сюжетные ролевые игры как основной вид игр детей дошкольного возраста. Основные факторы возникновения сюжетно-ролевых игр (стремление к активности, удовлетворению потребности в реализации впечатлений, устремлений, самопознанию и самовыражению, самостоятельности, взаимодействию со сверстником). Структура сюжетной ролевой игры. Темы, сюжеты и содержание игр детей. Роль как основная единица игры. Роль и игровой образ. Взаимоотношения детей в сюжетной ролевой игре. Механизмы игры. Способы построения игры. Развитие сюжетной ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.
Педагогическая система руководства сюжетными ролевыми играми детей. Основные направления руководства играми: развитие игры как деятельности ребенка, использование игры как средства воспитания, развитие игры как формы организации жизни и деятельности детей. Основные этапы руководства играми детей: диагностический, подготовительный, обучающий, самостоятельные игры, коррекция и усложнение. Специфика руководства играми на каждом из этапов развития игры. Методика руководства сюжетными ролевыми играми в разных возрастных группах детского сада.
Режиссерские игры. Развитие режиссерской игры как необходимого условия перехода ребенка от сюжетно-отобразительной к сюжетной игре, от индивидуальной – к совместной. Исследования в области развития режиссерской игры (Е.М Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.). Общее и отличное в режиссерской и сюжетно-ролевой игре. Изменение содержания режиссерской игры на разных этапах дошкольного детства. Педагогические условия содействия развитию режиссерской игры.
Строительно-конструктивные игры как вид творческих игр детей, их своеобразие, структура. Значение строительно-конструктивных игр в развитии ребенка. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми в целях развития личности ребенка и детского коллектива. Роль обучения конструированию в развитии строительно-конструктивных игр (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова). Взаимосвязь строительно-конструктивной, режиссерской и сюжетно-ролевой игр детей.
Театрализованные игры. Особенности содержания и специфика данного вида игр. Их значение в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Виды театрализованных игр дошкольников. Театрализованные игры как художественная деятельность детей. Условия становления театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми детей (этапы, задачи, методика).
Игры с готовым содержанием и правилами. Дидактические игры, их своеобразие, структура, содержание. Виды дидактических игр, их развивающее значение. Место дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Педагогическая система поддержки развития игры дошкольников. Значение, виды, структура, методика организации.
Использование возможностей компьютера в организации детской игры. Компьютерный игровой комплекс в ДОУ. Компьютерные игровые программы для дошкольников.
Развитие детского творчества в игре. Воспитание ребенка-дошкольника средствами разных видов игр.
Современные педагогические технологии педагогического руководства развитием игровой деятельности (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.М. Крылова и др.)
Методы диагностики уровня развития игровой деятельности детей и развития личности ребенка в игре. Межиндивидуальные различия детей в игровой деятельности. Пути индивидуализации и дифференциации воспитания ребенка в игровой деятельности.
Игровая деятельность ребенка-дошкольника в семье. Руководство играми детей со стороны родителей.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика