Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
Контрольная работа по результатам выполнения заданий к самостоятельной работе.
Диктант по теме «Становление и развитие дошкольной педагогики».
Устный опрос по теме «Методологические основы дошкольной педагогики»
Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования дошкольника
Составление опорной схемы лекции «Семья как первый институт воспитания и развития человека».
Тест по результатам самостоятельной работы.
Раздел 3. Педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения
Контрольная работа по теме «Дошкольное образование как педагогический процесс».
Творческое задание написать эссе «Я – как будущий родитель».
Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса ДОУ
Решение педагогических задач и ситуаций.
Контрольная работа по теме «Физическое развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста в детском саду».
Составление блок-схемы «Направления социально-личностного развития и воспитания дошкольника».
Раздел 5. Развитие, воспитание ребенка-дошкольника в детских видах деятельности
Задание: сделать картотеку статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч» и др с краткой аннотацией источников.
Составление кроссворда по теме «Воспитание и развитие ребенка в труде».
Составление блок-схемы лекции «Воспитание ребенка в игре».
Раздел 6. Организация педагогического процесса в ДОУ
Творческое задание «Развивающая предметная среда детского сада в будущем».
Устный опрос по теме «Организация жизни, деятельности и общения в разных возрастных группах».
Раздел 7. Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании
Устный опрос по теме «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании как закономерность и принцип».
Решение педагогических задач по теме «Готовность старшего дошкольника к обучению в школе».
Творческое задание: придумать советы родителю, ребенок которого пойдет в первый класс.
Обсуждение вопроса: Предшкольное образование: за и против.
Промежуточный контроль:
Зачет: коллоквиум по результатам самостоятельной работы студентов над содержанием курса.
Сессионный экзамен
Дошкольная педагогика как наука. Структура и связь дошкольной педагогики с другими науками. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе.
Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом.
Дошкольное образование как первое звено системы образования РФ. Нормативно-концептуальная база дошкольного образования в России. Состояние, задачи, направления, перспективы развития дошкольного образования в России, в Пермской области на современном этапе.
Развитие дошкольного образования за рубежом.
Семья как социальный институт развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Социально-педагогические условия семейного воспитания.
Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка дошкольника: модели, задачи, направления, этапы. Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогический процесс в ДОУ: сущность, теоретические основы, особенности, структура, принципы.
Цели, задачи и содержание педагогического процесса в ДОУ. Образовательная программа для ДОУ как содержательная основа образовательного процесса в ДОУ. Вариативные образовательные программы для ДОУ: сравнительная характеристика.
Теоретические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение физического воспитания и оздоровления дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования физического воспитания в ДОУ.
Цель, задачи и содержание физического воспитания и развития дошкольников в детском саду. Альтернативные программы физического воспитания в ДОУ. Региональные аспекты содержания физического воспитания дошкольников в детском саду.
Средства и методы физического воспитания дошкольников.
Формы организации и условия физического воспитания и развития дошкольников в ДОУ.
Теоретические основы умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в ДОУ и семье. Значение умственного воспитания и познавательного развития дошкольника в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования умственного воспитания в ДОУ.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: теоретические основы и методика реализации задач и содержания сенсорного воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности.
Цель, задачи и содержание умственного воспитания дошкольников в ДОУ. Вариативные образовательные программы об умственном воспитании и развитии дошкольников («Истоки», «Развитие», «Детство»).
Методика формирования системы знаний об окружающем у детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства, методы и формы организации.
Развитие и воспитание познавательных способностей дошкольников.
Средства и методы умственного воспитания и развития детей в ДОУ и семье.
Методика формирования способов, умений и навыков познавательной деятельности дошкольников.
Теоретические основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение эстетического воспитания дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования эстетического воспитания в ДОУ.
Вариативные комплексные и парциальные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников. Связь раздела эстетического воспитания с другими направлениями образовательного процесса в детском саду.
Средства эстетического воспитания детей. Методика их использования (природа, искусство, среда, игра и т.д.). Методы эстетического воспитания дошкольников.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников (теоретические основы, задачи, содержание, методика).
Теоретические основы социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение социально-нравственного воспитания и оздоровления дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования социально-нравственного воспитания в ДОУ.
Направления и задачи социально-нравственного воспитания и развития дошкольников. Вариативные комплексные и парциальные образовательные программы о социально-нравственном воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста в детском саду.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников гуманности, коллективизма.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников основ патриотизма и толерантности, уважительного отношения к другим народам.
Особенности развития, задачи, содержание и методика воспитания у дошкольников дисциплинированности и культуры поведения.
Особенности развития, задачи, содержание и методика формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков.
Задачи, содержание и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Теоретические основы трудового воспитания и развития детей дошкольного возраста. Значение трудового воспитания дошкольников в семье и ДОУ. Актуальные проблемы и направления совершенствования трудового воспитания в ДОУ.
Задачи и содержание трудового воспитания детей в детском саду.
Методика формирования знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Методика формирования опыта трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы педагогической поддержки развития игры дошкольника. Виды детских игр. Значение игры в развитии ребенка-дошкольника.
Педагогическое руководство (поддержка) развитием сюжетно-ролевой и режиссерской игры детей дошкольного возраста.
Педагогическое руководство (поддержка) развитием игр с правилами у детей дошкольного возраста.
Педагогическое руководство (поддержка) развития игры-драматизации, театрализованной игры и игры-воображения у детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка дошкольного возраста в конструктивной деятельности. Детское конструирование как средство обогащения игрового опыта дошкольников.
Дошкольная дидактика как наука об обучении и образовании дошкольника. Актуальные проблемы обучения детей в современном детском саду. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.
Особенности становления и педагогические условия развития основ учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Средства и методы обучения детей дошкольного возраста. Проблемное, проектное, развивающее обучения дошкольников.
Формы организации обучения детей дошкольного возраста. Занятие как форма систематизации познавательного опыта детей. Методика организации и проведения занятий с дошкольниками в детском саду.
Преемственность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в ДОУ и начальной школе: сущность, принципы, направления, содержание, формы реализации.
Виды готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Пути формирования разных видов готовности к школе в детском саду (на занятиях, в игре, труде и т.д.).
Предметная и социальная среда развития ребенка дошкольника в ДОУ. Принципы организации, особенности использования в образовательном процессе.
Принципы организации жизни детей в детском саду. Понятие об адаптации ребенка к условиям ДОУ. Педагогические условия адаптации ребенка к ДОУ. Своеобразие организации жизни, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в разных группах ДОУ (по разным образовательным программам).
Планирование образовательного процесса в ДОУ: сущность, значение и принципы. Виды и формы планирования. Технология составления разных видов планов.
Индивидуализации и дифференциация образовательной работы с дошкольниками в ДОУ.
Инновационные процессы в дошкольном образовании. Новые направления дошкольного образования: формирование элементарных естественнонаучных знаний, географических представлений, знакомство с правилами безопасного поведения, экономическое, правовое, половое воспитания и др.: сущность, значение, теоретические основы, особенности методики.
При составлении учебно-методического комплекса использованы пособия:
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н. К. Ледовский, В. Д. Калишенко и др. / под ред. С. А. Козловой.– М.: Академия, 2002.– 192 с.
Семинарские, практически и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С.Буре, С. В. Жундрикова, Т.И . Ерофеева и др. / под ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк.– М.: Академия, 2000.– 272 с.
Методическое издание
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика