Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
Теоретические основы умственного воспитания. Сущность умственного воспитания. Значение умственного воспитания. Развитие теории и методики умственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, О. Декроли, К. Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, П.Г. Саморукова и др.). Современные теории умственного воспитания и развития ребенка (Ж. Пиаже, И. Инельдер, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер и др.).
Методологические основы умственного воспитания: философская теория познания; признание внутренних когнитивных репрезентативных структур объектов, обладающих всеми признаками системы, в качестве субстрата, носителя умственного развития как саморазвития на основе усвоения культуры человеческого общества; признание деятельности как условия, опосредующего развитие личности ребенка.
Педагогическая система умственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель умственного воспитания – содействие развитию умственных способностей ребенка с учетом его индивидуальности, подготовка к самостоятельной творческой деятельности. Задачи умственного воспитания: воспитание познавательных потребностей, мотивов, интересов; формирование первоначальных систем знаний об окружающем мире; формирование познавательной деятельности, первоначальных основ культуры умственного труда, развитие речи.
Содержание умственного воспитания.
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития различных видов деятельности ребенка. Значение сенсорной культуры для развития ребенка дошкольного возраста. Альтернативные системы сенсорного воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли). Отечественная теория сенсорного воспитания дошкольников (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание, средства и методы сенсорного воспитания, формы его организации и условия в дошкольных учреждениях и в семье.
Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Л.А. Парамонова, В.И. Логинова др.). Роль знаний в умственном развитии ребенка, овладении им различными видами деятельности. Содержание знаний о природе, обществе, человеке, рукотворном мире и методы их формирования в детском саду и семье. Формирование способов умственной деятельности и умственных способностей, их роль в умственном развитии детей. Содержание работы и методы формирования способов познавательной деятельности и умственных способностей у дошкольников в детском саду и семье.
Средства умственного воспитания дошкольника. Основные виды деятельности как средства умственного воспитания ребенка: игра, учебно-познавательная, трудовая, конструирование, изобразительная. Детская литература. Дидактические материалы.
Обучение как средство умственного воспитания. Сущность обучения. Разработка вопросов дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Специфика обучения детей дошкольного возраста. Ведущая роль обучения в развитии ребенка (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков и др.). Дидактические принципы обучения детей, их психолого-педагогическое обоснование (целенаправленности, систематичности, системности, последовательности, наглядности, практикоориентированности, активности и т.д.) развивающий характер обучения в детском саду. Умственная активность. Овладение общественно-выработанными средствами познания (умственными действиями, знаками, наглядными моделями, обобщенными способами восприятия, планирования и т.д.).
Прямое и опосредованное обучение детей.
Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Понятие метода умственного воспитания, метода обучения.
Понятие метода умственного воспитания. Проблема классификации методов умственного воспитания. Наглядные, словесные, практические методы умственного воспитания дошкольников. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Методы организации познавательной деятельности. Методы регулирования, контроля и оценки познавательной деятельности. Особенности использования разных методов умственного воспитания и обучения в педагогическом процессе детского сада. Требования к отбору методов, их обусловленность возрастными возможностями и особенностями развития детей дошкольного возраста. Возможности сочетания разных методов при решении задач обучения и воспитания ребенка.
Формы организации педагогической работы по умственному воспитанию детей и обучению детей: занятия, прогулки и экскурсии; дидактические и компьютерные игры; дни творчества. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, инновационные, дифференцированные, вариативные формы работы с детьми.
Значение систематических занятий для эффективности образовательной работы, развития личности ребенка, воспитания интереса к познанию и учению, самообучению, подготовке к школе. Содержание и виды занятий. Методика проведения занятий (структура разных видов занятий, этапы проведения занятий, последовательность и т.д.)
Характеристика других организационных форм работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (экскурсии, прогулки, подгрупповая работа, экспериментирование, развивающие и дидактические игры и т.д.). Методика их организации. Связь с занятиями, повседневной деятельностью детей. Современные (инновационные) подходы к организации разных форм обучения дошкольников. Роль развивающей предметной среды в обучении детей, самостоятельной познавательной деятельности и элементов обучения вне занятий.
Условия умственного воспитания: насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности; содержательная связь познавательной и практической деятельности, где ребенок выступает субъектом преобразования объекта; создание развивающей среды; наличие вариативных программ воспитания и обучения; взаимосвязь средств умственного воспитания; обучающая роль взрослого как носителя человеческой культуры; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; своевременность диагностики умственного развития.
Методы диагностики уровня умственного развития и обученности детей. Межиндивидуальные различия умственного развития детей. Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе умственного воспитания.
Инновационные педагогические системы и технологии умственного воспитания и обучения дошкольника ( НМС и технология « Детский сад – дом радости» (Крылова Н.М., Иванова В.Т.), технология экологического воспитания ребенка (С.Н. Николаева), региональная программа и технология ее реализации «Пермский край – мой Пермский край» (А.М. Федотова), система ТРИЗ, концепция и технология формирования исследовательского поведения ребенка (А.И. Савенков), технология формирования у ребенка целостной картины мира (И.З. Куликовская, Р.М. Чумичева). Технология личностно-ориентированного обучения Л.М. Клариной и др.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: умственное воспитание, умственное развитие, ум, интеллект, умственные способности, способы умственной деятельности, знания, умения, навыки, умственная деятельность, познавательная деятельность, методы умственного воспитания, сенсорное воспитание, сенсорные способности.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика