Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
Задачи изучения темы:
Учиться применять знания о развитии ребенка-дошкольника, освоенные в курсе дошкольной педагогики и смежных дисциплин.
Учиться решать педагогические задачи, используя знания о развитии ребенка-дошкольника.
Форма отчетности: заполненная таблица, письменное решение педагогических задач.
Заполните таблицу:
Проявления развития | возраст |
Ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю – это проявление…………. | ………………………… |
Процессы приобретают черты произвольности |
|
Ребенок не умеет ставить цель специально запомнить то, что не запоминается само собой |
|
Игра становится групповой, совместной |
|
Речь ребенка становится средством общения и средством выражения мыслей, рассуждений |
|
Ребенок борется за самостоятельность, требует уважительного отношения к себе |
|
Особенность образа «Я» - отношение к своим качествам |
|
Дети стремятся к установлению связей и зависимостей в окружающем мире |
|
Отношения сверстников обостряются, так как каждый ребенок стремится настоять на своем |
|
Приобретает способность воображать на основе словесного описания |
|
Объем внимания не превышает одного объекта |
|
Мышление приобретает наглядно-образный характер |
|
Ребенок много рассуждает |
|
Активно развивается способность к продуктивному целеполаганию |
|
Процессы восприятия отделяются от предметной деятельности |
|
Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения |
|
Ребенок приобретает способность к разумному планированию |
|
Период идентификации со взрослым своего пола |
|
Содержание образа «Я» носит субъективнй характер |
|
Эмоциональные реакции приобретают стабильность и уравновешенность |
|
Появления «Я» идеального |
|
Уменьшение зависимости внимания от непосредственного интереса к предмету |
|
Появление элементов логического мышления |
|
Задание 2.
Решите педагогические задачи и ситуации:
А.Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо коглготки, кофту, рейтузы, отстала от других детей.
? С чем связано такое поведение девочки?
Что должен делать в такой ситуации педагог?
Б. четырехлетний Кирилл после занятия забыл убрать за собой стульчик. Няня сказала: мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место».
- А это не мой стульчик! Моего стульчика нет! – заявил он
- Возьми другой, все стульчики одинаковые!– настаивает взрослый, но мальчик упрямится.
? Объясните поведение Кирюши.
Как поступить взрослому? Аргументируйте точку зрения.
В. Вадик пришел из детского сада и сообщил: «Мама, нам дали задание –сочинить сказку про любое дерево, снежинку, тучку».
Вечером, когда сын уже был в кровати, они вместе придумали сказку: «Жила-была тучка, в ней было много капель. Одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. А так как была зима, то капля превратилась в снежинку по пути на землю. Снежинка кружилась, кружилась в воздухе и, наконец, упала на сидящую собаку. Собака испугалась, соскочила с места и побежала прочь. Снежинка снова полетела вверх. Она опустилась на рукавичку мальчику, который, увидев ее, долго любовался ею, потом дунул на нее, снежинка снова превратилась в капельку…»
На следующий вечер сын сказал матери: «Любовь Александровна сказала, что это не сказка, так в жизни бывает….».
? О каком возрасте ребенка идет речь?
Прав ли педагог? Как бы вы поступили на месте мамы?
Г. Когда дети построили постройки из строительного материала, воспитатель похвалил:
- Молодцы. Все были внимательны, не отвлекались, поэтому получились такие красивые постройки. И у Вали, и у Пети.
-А у меня? – послышалось с разных сторон…
- И у тебя крепкий мостик, и у тебя Оленька…..- с улыбкой отвечал каждый ребенок.
? Определите возраст детей. Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?
Д. В детском саду существует правило: любую вещь после использования надо положить на место. Понимают ли дети, почему воспитатель от них это требует?
Обычно дети на такой вопрос отвечали: «Чтобы красиво было. Так воспитатель велит. Чтобы не наказывали. Гости придут, полюбуются порядком»
? Детям какого возраста следует обязательно выполнять такое правило? Почему? Какие условия необходимо соблюдать для формирования осознанной привычки?
ЛИТЕРАТУРА
Красницкая Г.С. Практикум по дошкольной педагогике : пос. для сред. и высш. пед. учеб. зав. и работ. дошк. учрежд. / Г. С. Красницкая, Б. Р. Боршанская, Л. А. Ненашева и др. .–М.: Академия, 1996.
Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика врзраста.: метод. пос. для восп. дет. сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева.– М.: Дрофа, 2006.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика