logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Сущность художественно-эстетической деятельности дошкольника, ее своеобразие и возрастные особенности. Воспитание как средство формирования у дошкольника опыта художественно-эстетической деятельности и эстетического развития ребенка.

Теоретические основы эстетического воспитания. Сущность эстетического воспитания. Значение эстетического воспитания. Развитие теории и методики эстетического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Д. Рескин, Э. Кук, Д. Селли, Э. Айснер, Д. Макфи, Д. Рид, А. Типпель, С. Френе, Э. Френе, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.Н. Чумичева, М.В. Грибанова и др.).

Методологические основы эстетического развития и воспитания: понимание как деятельного эстетического отношения к миру, как отражения реального мира, как духовно-ценностного отношения к окружающему. Искусство как особая форма отражения и познания действительности. Роль деятельности в эстетическом развитии личности. Эстетическое отношение как система. Понимание эстетического развития личности как процесса саморазвития на основе овладения культурой человечества. Психологические концепции эстетического развития личности (Л.С. Выготский и др.). Признание ведущей роли воспитания в эстетическом развитии личности дошкольника.

Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и этического, ведущая роль воспитания в эстетическом развитии детей, комплексное использование разных видов деятельности ребенка, обеспечение эстетики быта и жизни детей, активность детей в творческой деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая система эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель эстетического воспитания – содействие развитию эстетической культуры личности. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, понятий (категорий), оценок и вкуса; воспитание интереса к искусству; воспитание потребности и умения вносить прекрасное в жизнь; формирование способностей к разнообразным видам художественно-творческой деятельности.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие психических процессов, сенсорной культуры. Освоение эстетических категорий. Овладение знаниями о различных видах искусства. Овладение различными видами художественно-творческой деятельности. Современные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников.

Средства эстетического воспитания. Эстетика быта. Природа в эстетическом воспитании ребенка. Произведения искусства. Требования к отбору произведений искусства разных жанров и видов для детей дошкольного возраста. Обучение различным видам художественной деятельности. Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.

Методы эстетического воспитания. Понятие метода эстетического воспитания. Методы воспитания эстетической восприимчивости, эстетической отзывчивости, эстетических потребностей и интересов. Методы формирования эстетического сознания: понятий, оценок, вкуса. Методы приобщения к эстетической и художественной деятельности. Методы формирования художественно-творческих способностей. Комплексный подход к отбору средств и методов эстетического воспитания ребенка.

Проблема детского творчества. Развитие у дошкольников творческих способностей. Своеобразие детского творчества. Дискуссионные проблемы развития детского творчества в отечественной педагогике. Методы развития творческих способностей детей.

Виды детской художественной деятельности, формы ее организации.

Формы организации педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду: экскурсии, прогулки, занятия, встречи с художниками, писателями, композиторами и другими деятелями в области искусства, игры, выставки, кружки, праздники, развлечения, дни творчества.

Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями и искусством, эстетическая культура окружающих людей, комплексное использование средств эстетического воспитания, создание развивающей среды, активная эстетическая и художественная деятельность детей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, учет возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей, своевременность диагностики эстетического развития.

Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.

Альтернативные подходы к решению задач эстетического воспитания детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: эстетика, эстетическое воспитание, художественное воспитание, эстетическое развитие, искусство, эстетическая культура, эстетический вкус, эстетическое отношение, эстетическая деятельность, метод эстетического воспитания.

Примечание: студенты ОЗО изучают данную тему самостоятельно.