logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде

Трудовая деятельность детей как средство развития и воспитания ребенка-дошкольника. Сущность и свооебразие детского труда, его социально-нравственная направленность. Развитие теории и методики трудового воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, Р. Оуэн, К.Д.Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, В.И. Логинова и др.).

Методологические основы трудового воспитания. Роль труда в развитии человеческого общества и в развитии личности. Необходимость воспитания подрастающего поколения для обеспечения преемственности поколений. Трудовое воспитание как педагогическая система. Понимание процесса развития трудовой деятельности ребенка как освоение им трудового опыта человечества. Ведущая роль трудового воспитания и обучения в развитии личности. Психологические концепции развития личности в процессе трудовой деятельности. Психологические механизмы и условия успешного овладения ребенком трудовой деятельности (Я.З Неверович и др.). Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста, ее мотивов.

Педагогическая система трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель трудового воспитания: развитие творческой, социально направленной индивидуальности личности, развитие психологической готовности к труду. Задачи трудового воспитания: воспитание интереса к труду, потребности трудиться; формирование знаний о труде взрослых как ориентировочная основа собственной трудовой деятельности детей; формирование трудовой деятельности в доступных видах труда; воспитание трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативы и других личностных свойств, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности. Роль трудовой деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств дошкольника, гармонизации детских взаимоотношений, формировании опыта сотрудничества.

Содержание трудового воспитания. Содержание системы знаний о труде взрослых как ориентировочная основа трудовой деятельности детей. Пути овладения системой знаний дошкольником. Формирование интереса к труду, уважения к трудящемуся человеку. Освоение трудовой деятельности. Виды труда детей в дошкольных учреждениях, их значение для развития дошкольника, содержание. Формирование общетрудовых и специальных трудовых умений и навыков. Формирование личности дошкольника в процессе ознакомления с трудом и трудовой деятельности.

Средства трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Трудовое обучение. Самостоятельная трудовая деятельность детей. Взаимосвязь средство трудового воспитания.

Методы трудового воспитания. Методы ознакомления с трудом взрослых. Методы формирования трудовой деятельности дошкольника. Методы воспитания трудолюбия, аккуратности и ответственности.

Формы организации педагогической работы по трудовому воспитанию детей: совместный труд взрослых и детей (значение, особенности организации), трудовые поручения (значение, виды, содержание, организация, требования), дежурства (роль, значение, содержание в разных возрастных группах), коллективный труд (особенности, значение, содержание).

Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Методика формирования у детей опыта трудовой деятельности. Особенности организации совместного детского труда.

Условия трудового воспитания: насыщенность жизни детей разнообразной трудовой деятельностью, создание развивающей среды, положительный пример окружающих людей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, комплексное использование средств трудового воспитания, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей, своевременность диагностики.

Методы диагностики уровня развития ребенка в процессе трудового воспитания. Межиндивидуальные различия детей в процессе овладения трудовой деятельностью. Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе трудового воспитания.

Трудовое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.

Альтернативные подходы к решению задач трудового воспитания.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: труд, трудовое воспитание, трудовое обучение, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, творчество, совместная деятельность, коллективный труд.