logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре

Теоретические основы воспитания ребенка в игре. Игра как исторически возникший вид деятельности человека. Место игры в жизни человеческого общества. Функции игры как специфического вида деятельности человека. Место игры в жизни ребенка. Игра ребенка как деятельность социальная по происхождению и своей природе (мотивы, содержание, структура). Активный, творческий характер игровой деятельности ребенка, ее эмоциональная насыщенность, саморегуляция действий и поступков ребенка в игре. Роль игры в развитии субъектной позиции ребенка, овладения им социальным опытом, гармонизации детских взаимоотношений.

Альтернативные подходы к пониманию сущности игры, ее происхождения, необходимости руководства играми детей (К. Гросс, Ф. Бойтендайк, З. Фрейд, В.Г. Плеханов, Д.Б. Эльконин и др.). Становление и развитие теории и методики руководства играми детей в целях их воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, З.В. Лиштван, А.И. Быкова).

Разработка теории игры и методики руководства ею в детском саду (Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Л.В. Артемова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, Н.М. Крылова и др.). Значение игры в развитии личности ребенка. Игра как средство и метод воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.

Структура детской игры. Наличие цели, мотивов, средств реализации, разных видов действий, результата. Исследование А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о взаимодействии сюжета, роли, действий, взаимоотношений детей, использовании игрового материала. Роль игрушки в игре ребенка. Возможности использования в детской игре разнообразных игровых материалов (предметы-заместители, схемы, модели и др.).

Проблема классификации игр детей. Виды игр детей: творческие и игры с правилами; игры, возникающие по инициативе ребенка, игры, связанные с исходной инициативой взрослого, народные игры, идущие от исторических традиций этноса. Возможности разных видов игр в решении задач воспитания, обучения, образования и развития ребенка-дошкольника.

Игрушка и ее виды, воспитательно-образовательная ценность.

Творческие игры. Сюжетные ролевые игры как основной вид игр детей дошкольного возраста. Основные факторы возникновения сюжетно-ролевых игр (стремление к активности, удовлетворению потребности в реализации впечатлений, устремлений, самопознанию и самовыражению, самостоятельности, взаимодействию со сверстником). Структура сюжетной ролевой игры. Темы, сюжеты и содержание игр детей. Роль как основная единица игры. Роль и игровой образ. Взаимоотношения детей в сюжетной ролевой игре. Механизмы игры. Способы построения игры. Развитие сюжетной ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.

Педагогическая система руководства сюжетными ролевыми играми детей. Основные направления руководства играми: развитие игры как деятельности ребенка, использование игры как средства воспитания, развитие игры как формы организации жизни и деятельности детей. Основные этапы руководства играми детей: диагностический, подготовительный, обучающий, самостоятельные игры, коррекция и усложнение. Специфика руководства играми на каждом из этапов развития игры. Методика руководства сюжетными ролевыми играми в разных возрастных группах детского сада.

Режиссерские игры. Развитие режиссерской игры как необходимого условия перехода ребенка от сюжетно-отобразительной к сюжетной игре, от индивидуальной – к совместной. Исследования в области развития режиссерской игры (Е.М Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.). Общее и отличное в режиссерской и сюжетно-ролевой игре. Изменение содержания режиссерской игры на разных этапах дошкольного детства. Педагогические условия содействия развитию режиссерской игры.

Строительно-конструктивные игры как вид творческих игр детей, их своеобразие, структура. Значение строительно-конструктивных игр в развитии ребенка. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми в целях развития личности ребенка и детского коллектива. Роль обучения конструированию в развитии строительно-конструктивных игр (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова). Взаимосвязь строительно-конструктивной, режиссерской и сюжетно-ролевой игр детей.

Театрализованные игры. Особенности содержания и специфика данного вида игр. Их значение в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Виды театрализованных игр дошкольников. Театрализованные игры как художественная деятельность детей. Условия становления театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми детей (этапы, задачи, методика).

Игры с готовым содержанием и правилами. Дидактические игры, их своеобразие, структура, содержание. Виды дидактических игр, их развивающее значение. Место дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Педагогическая система поддержки развития игры дошкольников. Значение, виды, структура, методика организации.

Использование возможностей компьютера в организации детской игры. Компьютерный игровой комплекс в ДОУ. Компьютерные игровые программы для дошкольников.

Развитие детского творчества в игре. Воспитание ребенка-дошкольника средствами разных видов игр.

Современные педагогические технологии педагогического руководства развитием игровой деятельности (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.М. Крылова и др.)

Методы диагностики уровня развития игровой деятельности детей и развития личности ребенка в игре. Межиндивидуальные различия детей в игровой деятельности. Пути индивидуализации и дифференциации воспитания ребенка в игровой деятельности.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника в семье. Руководство играми детей со стороны родителей.