logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

Задачи изучения темы:

1. Познакомиться с вариативными программами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, их теоретическими и концептуальными основами.

2. Учиться анализировать содержание программ с точки зрения их концептуальных основ, структурного строения, задач и содержания воспитания, обучения и развития дошкольника.

3. Формировать профессиональную позицию по отношению к различным вариантам программ дошкольного воспитания, образования и развития.

4. Вызвать интерес к более детальному знакомству с вариативными программами.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, карта-конспект «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»

Вопросы для анализа программ:

1. Общая характеристика программных документов (вид, название, авторский коллектив, год издания).

2. Концептуальные основы программы (ведущие научные идеи).

3. Принципы построения программ.

4. Цели и задачи воспитания, обучения и развития, определяемые данными программами.

5. Структура программ.

6. Краткая характеристика содержания программы (на примере одной возрастной группы).

7. Соответствие целей, задач и содержания программ современным тенденциям гуманизации педагогического процесса дошкольного учреждения.

Карта-схема «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»

Сведения о программе (вид, название, авторский коллектив, год издания)

Теоретические основы программы

Структура программы

Цели и задачи воспитания, обучения и развития дошкольника

Содержание (на примере одной возрастной группы)

Методические рекомендации по работе с картой-схемой: на основе заполненной таблицы студент делает сравнительный анализ программ по следующим критериям:

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Ерофеева Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.– 2000.– № 7.

Шадриков В. О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и технологий / В. Шадриков // Дошкольное воспитание.–1998.– № 12.

О новых актуальных программах по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание.– 2003.– №1.

Программа «Развитие».

Дьяченко О.М. Программа «Развитие» / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование.– 1996.– №3.

Программа «Развитие»: основные положения /Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. .– М.: Новая школа, 1994.

О всероссийском совещании по программе «Развитие» /Дошкольное воспитание.– 1994.– № 2.

Программа « Детство».

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М.Гурович.– СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Крулехт М.В. О программе «Детство» / М. В. Крулехт // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 5.

Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника / В. И. Логинова // Теоретические основы программы воспитания и обучения в детском саду : сб. науч. тр. / под ред. Т. И. Бабаевой.– СПб., 1992.

Программа «Радуга».

Радуга. Программа воспитания образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. / науч. рук. Т. Н. Доронова.– М.: Просвещение, 2004.

Якобсон С.Г. Программа «Радуга» / С. Г. Якобсон // Психологическая наука и образование.– 1996.– № 3.

Михайленко Н. Новые программы для детского сада / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание.–1995.– № 8.