8.1. Литература
Основная
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд, испр. и доп. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова.– М.: Академический проект; Культура, 2005.– 240 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб пос для студ. / С. А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия.– 1998, 2000, 2002.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С. А. Смиронов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. / под ред. С. А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– 512 с.
Дополнительная
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : уч.-метод. пос. / Р. С. Буре.– СПб.: Детство-пресс, 2004.– 144 с.
Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов.– М.: 1997.– 336 с.
Вальдорфская педагогика: Антология / ред. А. А. Пинский.– М.: Просвещение, 2003.
Михайленко Н.Я., Коротокова Н.А Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации Мин. Обр. РФ / Н. Я. Михайленко.– М.: Новая школа.– М., 1993.– 30 с.
Защита прав и достоинств маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада : пос. для работ. дошк. образов. учр. / Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкова, Л. Г. Голубева и др. / М.: Просвещение, 2003.
Игра дошкольника / Л. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / под ред. С. Л. Новоселовой.– М.: Просвещение, 1989.– 286 с.
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта деятельности / М. В. Крулехт.– СПб.: Детство-пресс, 2002.– 160 с.
Перспективы развития дошкольного образования (опыт работы). Сборник приказов инструкций Министерства Образования РФ / под ред. Л. С. Гребнева.– М.: По-Пресс, 2007.– 2007.
Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: Имтория и современность : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л. А. Парамонова, Л. Ю. Протасова.– М.: Академия, 2001.– 240 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пос. для студентов пед. вуз. и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 1999.– 344 с.
Поддъяков и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др. / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина.– М.: Просвещение, 1988.– 192 с.
Дополнительно рекомендуемая
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в современной субкультуре / под ред. Д. И. Фельдштейн.– М.: МЭДОК, 2000.– 416 с.
Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. Материалы для специалиста образовательного учреждения / И. Д. Аванесян.– СПб.: КАРО, 2004.–160 с.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская.– М., 1993.
Бабаева Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева.– М.: Просвещение, 1993.– 128 с.
Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : пос. для вос. дошк. учрежд. и род. / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. .– М.: Просвещение, 2004.– 141 с.
Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера.– М.: ИНТОР, 1996.– 128 с.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познаваиельного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дъяченко.– М.: ПЕР СЭ.– 144 с.
Ветлугина Н.А. и др. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной.– М.: Просвещение, 1985.– 207 с.
Воспитание детей дошкольного возраста / Л. Н. Проколиенко, Т. М. Титаренко, С. П. Тищенко и др. / под ред. Л. Н. Проколиенко.– Киев: Радяньска школа, 1991.– 368 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : кн. для вос. дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година и др. / под ред. А. М. Виноградовой.– М.: Просвещение, 1989.– 96 с.
Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой.– СПб: Образование, 1994.– 116 с.
Гризик Т.И. Познаю мир : метод. рек. для вос., работ. по программе «Радуга» / Т. И. Гризик.– М.: Просвещение, 2004.– 160 с.
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей / А. Н. Давидчук.– М.:Академия, 2000.
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России : пос. по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина.–М.: АРКТИ, 2004.– 184 с.
Дошкольная педагогика : уч. пос. в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.
Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведен. / О. Л Зверева, А. Н. Ганичева.– М.: Академия, 1999.– 160 с.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский.– М., 1989.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова.– М.: Академия, 2004.– 288 с.
История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова.– М.: Просвещение, 1974.
Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду / Л. П. Князева.– Пермь, 1984.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа : уч.-метод. пос. / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.– СПб.: Детство-Пресс, 1998.– 304 с.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я. И. Ковальчук.– М.: Просвещение, 1985.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : уч. пос. для студ. / С. А. Козлова.– М.: Академия, 1998.– 160 с.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийчнко.– Пермь, 2002.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 5.
Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников / И. Э. Куликовская.– М.: Педагогическое сообщество России, 2002.– 224 с.
Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир.– М.: Педагогическое общество России, 2003.– 80 с.
Нижегородцев Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пос. для практ. психол., пед. и род. / Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадрикова.– М.: Владос, 2002.– 256 с.
Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведен. / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. / под ред. Л. Г. Нисканен.– М.: Академия, 2002.– 208 с.
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание.– 1997.– № 3.
Нравственное воспитание в детском саду. Книга для воспитателей детского сада / под ред. В. Г.Нечаевой, Т. А. Марковой.– М.: Просвещение, 1983.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.– М., 1995.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении / под ред. Р. Л. Березиной.– Пермь, 1987.
Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность : учебное пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова.– М., 2001.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада / С. В. Петерина.– М.: Просвещение, 1986.– 96 с.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко.– М.: Просвещение, 1987.
Проблемы гуманизации воспитательно-образовательной работы в детском саду / под ред. Л. В. Пименовой.– Пермь, 1993.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пос. для руковод. и практ. работ. ДОУ.– М.: Аркти, 2004.– 96 с.
Психология воспитания : пос. для метод., вос. дет. садов и т. д. / А. Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина / под ред. В. А. Петровского.– М.: Аспект Пресс, 1995.– 152с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера.– М., 1986.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников : учеб. пос.– СПб.: Питер, 2004.– 272 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пос. для студ. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой.– М.: Академия, 1999.– 344 с.
Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста : метод. пос. / О. В. Солодянкина.– М.: АРКТИ, 2006.– 88 с.
Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. Спецкурс / Э. К. Суслова.– М: А.П.О., 1994.– 80 с.
Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина.– М.: Просвещение, 1990.
Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к школьному обучению) : уч. пос. / Л. Л. Тимофеева.–М.: Педагогическое общество России, 2006.– 112 с.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации // Дошкольное воспитание.–1985.– № 10.
Универсальное и национальное в дошкольном детстве : матер. междунар. семинара / под ред. Л. А. Парамоновой.– М., 1994.
Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова.– М.: Просвещение, 1981.– 176 с.
Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства : уч. пос. / Т. В. Фуряева.– Красноярск, 2004.
Художественное творчество и ребенок /под ред. Н. А. Ветлугиной.– М., 1972.
Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А. М. Щетинина //Вопросы психологии.– 1984.– № 3.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.– М., 1978.
Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой.– М.: Просвещение, 1985.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика