logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста

Задачи изучения темы:

1. Познакомиться с задачами, содержанием и методикой формирования у дошкольников первоначальной системы знаний об окружающем.

2. Учиться анализировать и составлять конспекты занятий по умственному воспитанию для детей разных возрастных групп.

Форма отчетности: схемы-таблицы «Педагогическая система формирования знаний дошкольников о предметном мире», «Педагогическая система формирования знаний дошкольников о мире природы», «Формирование знаний дошкольников о социальной действительности». Анализ конспекта занятия. Конспект занятия для старшей группы.

Задания к изучению темы: на основе анализа литературы составьте схемы-таблицы:

1. «Педагогическая система формирование знаний младших дошкольников о предметном мире»

Задачи

Содержание

Средства

Этапы

Методы

Формы организации

2. «Педагогическая система формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о мире природы».

3. «Формирование знаний дошкольников старшего дошкольного возраста о социальной действительности».

Практические задания:

1. Сделайте анализ конспекта занятия по ознакомлению с социальной действительностью «Подари мне радость» (кн. Л.И Катаевой «Мой мир». Приобщение ребенка к социальному миру.– М., 2000.– С. 42.) в анализе необходимо отразить:

К занятию необходимо продумать предварительную работу, составить план проведения этой работы с указанием целей, тем, методов и форм.

2. На основе знакомства с региональной программой экологического воспитания детей дошкольного возраста «Пермский край – мой родной край» составьте конспект игрового занятия по одному из предлагаемых автором программы разделов (для детей среднего дошкольного возраста).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте / Т. В. Антонова // Как помочь ребенку войти в современный мир? / под ред. Т. В. Антоновой.– М., 1995.

Козлова С.Н. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пос. для студ. / С. Н. Козлова.– М.: Академия, 1998, 2002.

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. В. Крулехт.– СПб: Детство-Пресс, 2002.– С.21-59.

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева.– М., 1993.

Дополнительная

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова.– М.: Просвещение, 1994.

Козлова С.А. «Мой мир». Приобщение ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Л.И. Катаева.– М.: Линка–Пресс, 2000.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Катаева.– Пермь., 1992.

Дополнительно рекомендуемая

Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик.– М.: Просвещение, 2004.

Згурская Л. Знакомим с окружающим миром / Л. Згурская // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 1.

Ривина Е. К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром / Е. К. Ривина // Дошкольное воспитание.– 2006.– № 2.

Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание.– 2006.– № 1, 4.

Федотова А.М. К постановке проблемы и реализации регионального содержания экологического образования детей дошкольного возраста / Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования : межвуз. сб. науч. тр. .– Пермь, 1996.– Ч. 1.

Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. Региональная программа экологического образования детей дошкольного возраста / А. М. Федотова.– Пермь, 2003.