logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики

Основные подходы к воспитанию и развитию ребенка.

Понятие методологии. Уровни методологических знаний. Философские основания дошкольной педагогики. Гуманизм как социально-ценностное мировоззрение и как идейная философская основа дошкольной педагогики. Ориентация на личность ребенка – ключевая социально-педагогическая установка. Гуманизация воспитания и образования как социально-педагогический принцип и как главное направление дошкольной педагогики.

Педагогическая антропология как методологическое основание дошкольной педагогики на общенаучном и частно-научном уровнях. Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность, единство духовной и биологической природы человека, его субъектность, взаимосвязь индивидуального и социального.

Ребенок как субъект деятельности, общения, развития и саморазвития. Источники, факторы и условия развития личности дошкольника как субъекта. Наследственность и воспитание. Роль среды в развитии ребенка. Среда и воспитание. Социальная ситуация развития личности. Роль воспитания в развитии личности ребенка. Амплификация в развитии личности в процессе воспитания и обучения. Соотношение воспитания и обучения и созревания в процессе развития. Роль деятельности в развитии личности дошкольника. Активность личности как фактор ее развития. Роль общения в развитии личности дошкольника.

Возрастное развитие и сензитивность. Воспитание и возраст: учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, ориентация на зону его ближайшего развития, повышение уровня сложности в общении и с взрослым.

Индивидуальность ребенка и воспитание: учет свойств индивидуальности и развитие ее творческих способностей.

Культурологический, полисубъектный, аксиологический, средовой, синергетический, этнопедагогический, компетентностный подходы в дошкольной педагогике. Системный и комплексный подходы в дошкольной педагогике. Системная природа процессов воспитания, обучения ребенка-дошкольника. Закономерность целостного развития личности ребенка как основа комплексного подхода в педагогическом процессе.

Современные концепции воспитания и развития ребенка: Концепция дошкольного воспитания» (1989), Концепция дошкольного образования (авт. Слободчиков, проект). Зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.

Альтернативные педагогические концепции и теории воспитания детей дошкольного возраста. (М. Монтессори, Р. Штайнер, М. Лангнфельд, Х. Мах, С. Байер-Климпфингер, Г. Гетцер и др.).