Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
Задачи изучения темы:
1. Уточнить теоретические знания о сущности, принципах и технологиях планирования образовательного процесса в ДОУ.
2. Учиться анализировать планы воспитательно-образовательной работы с детьми.
3. Учиться разрабатывать отдельные виды планов образовательного процесса детского сада.
Формы отчетности: тематические перспективные планы по одному из видов детской деятельности (игровой или трудовой), анализ планов педагогов.
Задание 1.
Анализ календарно-перспективных планов воспитательно-образовательной работы детского сада. Анализ плана руководства развитием игровой деятельности детей.
Задание 2.
Обсуждение планов руководства развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, разработанных студентами для разных возрастных групп (срок – 1-2 недели)
Задание 3.
Обсуждение планов руководства развитием трудовой деятельности детей, разработанных студентами на одну-две недели.
Вопросы для анализа календарно-перспективного плана.
1. Какой период времени и для какой возрастной группы спланирован в данном документе педагогический процесс?
2. Решение каких задач предусмотрено планом?
3. Какова структура плана? Насколько она целесообразна?
4. Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка?
5. На каком содержании реализуются задачи воспитания и обучения детей в данном плане? Прослеживается ли связь задач образовательной работы и ее содержания? В чем это выражается?
6. Какие методы и формы организации образовательного процесса применяются для достижения задач образовательного процесса в плане? Насколько адекватен их выбор и сочетание?
7. Какие условия предусмотрены для успешного осуществления образовательного процесса?
8. Как отражена индивидуальная работа с детьми в плане? Преемственно ли ее содержание с содержанием групповой и фронтальной работы с детьми?
9. Как устанавливается взаимосвязь между разными видами детской деятельности для достижения целостности образовательного процесса?
10. В какой степени представленный план реализует принципы системности, систематичности, последовательности, активности образовательной работы с детьми?
11. Какие рекомендации по усовершенствованию плана можно дать воспитателю?
Вопросы для анализа плана руководства развитием игровой деятельности детей.
1. Какие задачи воспитания и развития ребенка ставятся в процессе руководства сюжетными (другими видами) играми?
2. Какое содержание работы предусмотрено педагогом для развития игры как вида детской деятельности?
3. Какие средства и методы предполагает использовать педагог при руководстве игрой на разных этапах для решения поставленных задач? Целесообразность их подбора и сочетания.
4. Как используется игра для решения задач развития личности ребенка, его познавательных процессов?
5. Какие методы и формы педагогической работы предусмотрены для решения задач развития межличностных отношения детей в игре? Их целесообразность?
6. Каким образом отражена в плане индивидуально-дифференцированная работа с детьми?
7. Как предполагает воспитатель реализовать принципы взаимосвязи разных видов игр детей?
8. Как обеспечивается содержанием плана связь игры с другими видами детской деятельности?
9. Как отражен в плане ожидаемый результат педагогической работы на разных этапах руководства детской игрой?
10. Как отражена в плане работа по обогащению игровой среды?
Вопросы для анализа плана руководства развитием трудовой деятельности детей.
1. Какие задачи воспитания, обучения и развития ребенка ставит педагог в плане?
2. Какие виды труда предусматривает использовать педагог для решения поставленных задач? Насколько целесообразен данный выбор?
3. Какие формы организации детского труда использованы педагогом для решения поставленных задач? Как обеспечивается их взаимосвязь?
4. Какие методы спланированы для достижения поставленных задач? Насколько адекватен и целесообразен их выбор и подбор?
5. Какие условия предусмотрены в плане для реализации поставленных задач?
6. Как спланирована дифференцированная и индивидуальная работа по овладению детьми трудовой деятельностью?
7. Каким образом обеспечивается содержанием плана связь трудовой и других видов детской деятельности?
8. В какой степени и каким образом обеспечивается постепенный переход детей на уровень самостоятельного выполнения трудовой деятельности?
9. Какие методы и средства педагогической работы предусмотрены для развития межличностных взаимоотношений детей и сплочения группы в целом?
10. Как обеспечена взаимосвязь содержания работы по развитию трудовой деятельности детей с разделами ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, развитием речи и общения?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студ. высш. учеб. заведен. / Р. Л. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова.– М.: Академический проект, Культура, 2005.– С. 165-172.
Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет : уч.-метод. пос. .– Пермь: ПГПУ, 2003.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 386-389.
Дополнительная
Дошкольная педагогика : уч. пос. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.
Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду / Г. Красницкая // Дошкольное воспитание.– 1991.– № 4.
Дополнительно рекомендуемая
Грибанова М.В. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ / М. В. Грибанова, Е.В. Савельева // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.
Грибанова М.В. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21 / М. В. Грибанова, С. Л. Сухнева // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.
Фадеева Е.М. Планирование образовательной работы – одно из условий обеспечения качества образования / Е. М. Фадеева //Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика