logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения

Задачи изучения темы:

1. Уточнить теоретические знания о сущности, принципах и технологиях планирования образовательного процесса в ДОУ.

2. Учиться анализировать планы воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Учиться разрабатывать отдельные виды планов образовательного процесса детского сада.

Формы отчетности: тематические перспективные планы по одному из видов детской деятельности (игровой или трудовой), анализ планов педагогов.

Задание 1.

Анализ календарно-перспективных планов воспитательно-образовательной работы детского сада. Анализ плана руководства развитием игровой деятельности детей.

Задание 2.

Обсуждение планов руководства развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, разработанных студентами для разных возрастных групп (срок – 1-2 недели)

Задание 3.

Обсуждение планов руководства развитием трудовой деятельности детей, разработанных студентами на одну-две недели.

Вопросы для анализа календарно-перспективного плана.

1. Какой период времени и для какой возрастной группы спланирован в данном документе педагогический процесс?

2. Решение каких задач предусмотрено планом?

3. Какова структура плана? Насколько она целесообразна?

4. Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка?

5. На каком содержании реализуются задачи воспитания и обучения детей в данном плане? Прослеживается ли связь задач образовательной работы и ее содержания? В чем это выражается?

6. Какие методы и формы организации образовательного процесса применяются для достижения задач образовательного процесса в плане? Насколько адекватен их выбор и сочетание?

7. Какие условия предусмотрены для успешного осуществления образовательного процесса?

8. Как отражена индивидуальная работа с детьми в плане? Преемственно ли ее содержание с содержанием групповой и фронтальной работы с детьми?

9. Как устанавливается взаимосвязь между разными видами детской деятельности для достижения целостности образовательного процесса?

10. В какой степени представленный план реализует принципы системности, систематичности, последовательности, активности образовательной работы с детьми?

11. Какие рекомендации по усовершенствованию плана можно дать воспитателю?

Вопросы для анализа плана руководства развитием игровой деятельности детей.

1. Какие задачи воспитания и развития ребенка ставятся в процессе руководства сюжетными (другими видами) играми?

2. Какое содержание работы предусмотрено педагогом для развития игры как вида детской деятельности?

3. Какие средства и методы предполагает использовать педагог при руководстве игрой на разных этапах для решения поставленных задач? Целесообразность их подбора и сочетания.

4. Как используется игра для решения задач развития личности ребенка, его познавательных процессов?

5. Какие методы и формы педагогической работы предусмотрены для решения задач развития межличностных отношения детей в игре? Их целесообразность?

6. Каким образом отражена в плане индивидуально-дифференцированная работа с детьми?

7. Как предполагает воспитатель реализовать принципы взаимосвязи разных видов игр детей?

8. Как обеспечивается содержанием плана связь игры с другими видами детской деятельности?

9. Как отражен в плане ожидаемый результат педагогической работы на разных этапах руководства детской игрой?

10. Как отражена в плане работа по обогащению игровой среды?

Вопросы для анализа плана руководства развитием трудовой деятельности детей.

1. Какие задачи воспитания, обучения и развития ребенка ставит педагог в плане?

2. Какие виды труда предусматривает использовать педагог для решения поставленных задач? Насколько целесообразен данный выбор?

3. Какие формы организации детского труда использованы педагогом для решения поставленных задач? Как обеспечивается их взаимосвязь?

4. Какие методы спланированы для достижения поставленных задач? Насколько адекватен и целесообразен их выбор и подбор?

5. Какие условия предусмотрены в плане для реализации поставленных задач?

6. Как спланирована дифференцированная и индивидуальная работа по овладению детьми трудовой деятельностью?

7. Каким образом обеспечивается содержанием плана связь трудовой и других видов детской деятельности?

8. В какой степени и каким образом обеспечивается постепенный переход детей на уровень самостоятельного выполнения трудовой деятельности?

9. Какие методы и средства педагогической работы предусмотрены для развития межличностных взаимоотношений детей и сплочения группы в целом?

10. Как обеспечена взаимосвязь содержания работы по развитию трудовой деятельности детей с разделами ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, развитием речи и общения?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студ. высш. учеб. заведен. / Р. Л. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова.– М.: Академический проект, Культура, 2005.– С. 165-172.

Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет : уч.-метод. пос. .– Пермь: ПГПУ, 2003.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 386-389.

Дополнительная

Дошкольная педагогика : уч. пос. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 2.

Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду / Г. Красницкая // Дошкольное воспитание.– 1991.– № 4.

Дополнительно рекомендуемая

Грибанова М.В. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ / М. В. Грибанова, Е.В. Савельева // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.

Грибанова М.В. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21 / М. В. Грибанова, С. Л. Сухнева // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.

Фадеева Е.М. Планирование образовательной работы – одно из условий обеспечения качества образования / Е. М. Фадеева //Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. .– Пермь, 2005.– Ч. 1.