logo search
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность и значение способов умственной деятельности для умственного развития ребенка дошкольного возраста.

2. Раскрыть методику формирования способов умственной деятельности в процессе умственного воспитания дошкольников.

3. Учиться анализировать и обобщать материалы различных источников.

Форма отчетности: планы ответов на вопросы, карта-схема.

Задания для изучения темы:

1. Раскройте понятия «способ умственной деятельности», познавательное умение. Охарактеризуйте способы умственной деятельности, доступные для усвоения дошкольнику (зрительное восприятия формы, наблюдение, сравнение, обобщение).

2. Раскройте значение формирования способов умственной деятельности для умственного развития ребенка дошкольного возраста.

3. Выделите основное средство формирования способов познавательной деятельности, познавательных умений. Проанализируйте программу «Детство» (разделы «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает для себя мир природы» и «Первые шаги в математику») с точки зрения решения задачи формирования способов умственной деятельности (какие способы умственной деятельности, в какой возрастной группе предполагается формировать).

4. Раскройте задачи, содержание и методы работы педагога по формированию у детей дошкольного возраста умения наблюдать.

5. Раскройте задачи, содержание и методы работы педагога по формированию у детей дошкольного возраста умения сравнивать.

6. Раскройте задачи, содержание и методы работы педагога по формированию умения обобщать.

Схема карты- конспекта «Задачи и содержание работы по формированию познавательных умений в среднем и старшем дошкольном возрасте (программа «Детство»).

Возрастная группа

Задачи и содержание работы по формированию способов умственной деятельности

Раздел «Ребенок и окружающие предметы»

Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы»

Раздел «Первые шаги в математику»

Средний возраст

Старший возраст

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– С.106,124-126.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.– М.,1968.

Дополнительная

Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М.Гурович.– СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-дидактической игры / З. М. Богуславская.– Известия АПН.– вып. 64.– 1955.

Кондратьев Ю.П. Педагогические условия развития наблюдения у детей 4-5 лет / Ю. П. Кондратьев, Н. Н. Кондратьева // Развитие и воспитание дошкольника : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Логиновой.– СПб., 1993.

Николаева С.Н. Теоретические основы формирования обобщенных представлений о природе / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.– 1983.– № 12.

Дополнительно рекомендуемая

Логинова В.И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. И. Логиноава, А. К. Матвеева П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание.– 1970.– № 6.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е. И. Золотова.– М.,1988.

Степанова Н.А. Развитие познавательной активности дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности / Н. А. Степанова // Дошкольное воситпание.– 2008.– № 1.

Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста : сб. науч. тр. / под ред. Л. П.Князевой.– Пермь, 1990.