Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
Сущность педагогического эксперимента (от – латинского - еxperimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Когда гипотеза, или предложение находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические или практические обобщения и выводы.
Специфика эксперимента состоит в том, что он выступает обобщающей формой педагогической диагностики. В нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство и качество личности проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство педагогического эксперимента состоит в том, что он позволяет делать достаточно надёжные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления, научно объяснять его происхождение и развитие, разрабатывать прогнозы дальнейшей педагогической деятельности. Педагогическая диагностика определяет две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Их отличие состоит в том, что возможно изучать поведение и поступки детей в условиях, отдалённых или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое качество проявляется наиболее ярко.
В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий или формирующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Он решает задачу первоначальной регистрации показателей изучаемого явления.
Сущность созидательно-преобразующего (формирующего) эксперимента заключается в том, что педагог разрабатывает гипотезу исследования, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. На этапе формирующего эксперимента решаются задачи педагогических преобразований и определения новых технологий обучения и воспитания.
Дальнейшим этапом исследования педагогической проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента. Его сущность заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики. Обычно методика констатирующего и контрольного экспериментов совпадают по структуре и набору методик, входящих в них.
Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874 - 1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.
Педагогический эксперимент предполагает тесную связь между педагогической диагностикой, входящей в структуру опытно-экспериментальной разработки, и обобщением передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Эмпирически, т.е. опытным путём, учителя нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Опыт блестящих учёных и вместе с тем педагогов-практиков Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко свидетельствует об огромных возможностях естественного эксперимента, получившего обобщение в их трудах.
Экспериментальная диагностика должна сочетаться с прогнозированием основных этапов развития личности. Важным профессионально-этическим принципом является не только объективное изучение, но и предсказание наиболее эффективных путей и методов построения педагогического процесса, создающих максимально благоприятные условия для развития личности. Прогноз может быть ориентирован на коррекционную и развивающую педагогическую деятельность. Педагогический прогноз должен доводиться до сведения родителей и учителей, работающих с ребёнком. Он должен быть понятен и изложен в максимально корректной форме.
В диагностической и прогностической практике велика роль личности самого педагога, осуществляющего диагностику. Широта, глубина, правильность педагогических заключений является не только функцией валидных методик, но и результатом личного взаимодействия учителя и школьника, которое требует от диагноста терпения, выдержки, находчивости, способности вызвать к себе доверие, симпатию, положительное отношение. Таким образом, важным профессионально-этическим принципом является наличие эмпатии и личностной готовности педагога к диагностике и прогнозированию. Среди основных требований, которые предъявляет педагог к комплексу диагностических методик, следует назвать валидность, точность, надёжность, доступность, простоту использования. Термин «валидность» означает полноценность, пригодное соответствие. Характеристика валидности определяется не только соответствием пригодности методики для измерения конкретного качества, но и воспитательно-образовательными возможностями её, а также пригодностью возрасту и полу школьника.
Результатом диагностики и прогнозирования может выступать проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций. В структуре педагогического проектирования выделяют три этапа:
1. Педагогическое моделирование (создание модели) — эта разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.
3 Педагогическое конструирование (создание конструкта) - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Формами педагогического проектирования выступают документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. В результате педагогического проектирования педагогическая наука и практика обогащается концепциями и планами. Концепция — это одна из форм педагогического проецирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогической системы или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщённой и абстрактной, но всё-таки имеет большое практическое значение, её основное назначение - изложить в конструктивной, прикладной форме сущность научного открытия. Вторая форма педагогического проектирования носит характер лаконичного плана и чаще используется в образовательной практике. План - это документ, в котором даётся перечень дел, мероприятий, порядок и место проведения. В процессе проектирования используют учебный план, план учебно-воспитательной работы, план урока, план воспитательного мероприятия. Педагогическое проектирование представляет собой технологию воплощения прогноза, полученного в ходе диагностики.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в структуре педагогического процесса особое место занимает педагогический эксперимент, который имеет сложную структуру и представляет собой обобщённую диагностическую и прогностическую модель совершенствования педагогических концепций, теорий и образовательной практики.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: