logo
Педагогика

6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников

Семья и школа — автономные социальные институты. Взаимодействие школы и семьи, классного руководителя и родителей - необходимое условие успеха развития ребенка. Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, наслаждался красотой окружающего мира, умел любить и был любимым.

Как правильно построить свою деятельность на основе новых форм отношений педагогов и родителей? Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. С этой целью проводится диагностика семейного воспитания, определяется позитивный опыт, педагогический потенциал семей, корректируются недостатки в воспитании, определяются ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом складывается система работы классного руководителя с родителями.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

Формы участия родителей в жизни класса разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

Так, психолого-педагогическое просвещение родителей классный руководитель организует с помощью следующих форм работы:

1. Индивидуальные и тематические консультации

2. Родительские собрания

3. Тренинги

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

1. Дни творчества детей и их родителей

2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия

3. Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса

4. Родительское общественное патрулирование

5. Шефская помощь.

Интересной формой работы с родителями в классе являются родительские вечера. Достаточно эффективной формой развития педагогической культуры быть родителем являются родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить что-либо во взаимодействии с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Формой педагогического просвещения родителей является родительский ринг. Это одна их дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, проводимая для того, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Ключевым моментом взаимодействия с родителями является использование такой формы как родительское собрание. На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя. Во-первых, «согласие» как взаимная договоренность об основах воспитания школьника. Классный руководитель рассказывает о целях и задачах школы. Во-вторых, «сопряжение» как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержание работы с детьми. В-третьих, «сопереживание» как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников. В-четвертых, «соучастие». Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь. В-пятых, совместная деятельность учителей, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения театра, концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместное обсуждение вопросов воспитания.

Классному руководителю весьма важно проявлять сдержанность и тактичность во взаимодействии с родителями:

- просьба к родителям не должна принимать форму распоряжений и приказов;

- при необходимости дополнительных сведений об ученике классный руководитель просит разрешения в форме: «Позвольте мне узнать...», «Если вы не возражаете, я хотел бы знать...» и т.п.;

- возражения в беседе с родителями должны принимать максимально мягкую форму;

- если ситуация складывается так, что классный руководитель вынужден настоять на запрете каких-либо действий родителей в адрес ребенка, то и тут форма остается предельно уважительной («Боюсь, не могу вам позволить...», «Мне очень жаль, но придется отменить...» и т.д);

- оценка системы семейного воспитания при помощи «Я-сообщения», например: «Мне всегда нравится, когда родители...», «Я всегда, видя, как родители...», «Меня охватывает радость за детей, если я вижу, что родители...».

Гностическая деятельность классного руководителя - проверка и оценка результатов его работы, а также анализ ее хода и эффективности, показатель качества. Каждого классного руководителя волнует качество собственной работы. К сожалению, до сих пор о результатах воспитательной работы в государственных образовательных учреждениях во многих случаях продолжают судить по количеству проведенных мероприятий (нередко «спускаемых сверху»): смотров, конкурсов, акции, фестивалей с обязательным делегированием туда участников и отчетам о достижениях. Происходит некая подмена внутренних, человеческих эффектов воспитания внешними социальными результатами творческой активности (художественной, спортивной, общественной).

Строго говоря, о результативности и эффективности воспитания можно судить в том случае, если достигнуты успехи в формировании, развитии личности. Если результат обучения, даже блестящий, может быть никогда не востребован после сдачи экзамена, результат воспитания обязательно проявится вскоре или через много лет.

Воспитательным результат педагогической деятельности становится результативным в том случае, если:

- изначально была определена цель воспитания, сформулированы его задачи, позволяющие выстроить логику движения к достижению цели;

- в своей деятельности классный руководитель опирался на принципы и закономерности воспитания;

- в итоге произошло не только накопление знаний, умений, взглядов, но и изменение в жизненной позиции, в системе отношений ученика, т.е. наметился его переход в новое качество.

Выделяют несколько видов (методов) контроля результатов воспитанности: текущий, тематический, периодический, итоговый; устный и письменный опросы, тесты, анкетирование, беседы, и др. Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.). Воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить «воспитан» — «невоспитан».

Гностическая деятельность осуществляется на всех этапах педагогического процесса (от цели до результата) и играет важную роль в воспитательной работе классного руководителя, так как составляет большую часть ее содержания, «проникая» во все другие виды деятельности. В значительной степени этот вид деятельности взаимодействует с педагогическим мониторингом.

Классный руководитель осуществляет гностическую деятельность совместно с другими участниками целостного педагогического процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника.

Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и результативности. Исходя из этого основными объектами гностической деятельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности.