6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
Семья и школа — автономные социальные институты. Взаимодействие школы и семьи, классного руководителя и родителей - необходимое условие успеха развития ребенка. Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, наслаждался красотой окружающего мира, умел любить и был любимым.
Как правильно построить свою деятельность на основе новых форм отношений педагогов и родителей? Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. С этой целью проводится диагностика семейного воспитания, определяется позитивный опыт, педагогический потенциал семей, корректируются недостатки в воспитании, определяются ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом складывается система работы классного руководителя с родителями.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Формы участия родителей в жизни класса разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Так, психолого-педагогическое просвещение родителей классный руководитель организует с помощью следующих форм работы:
1. Индивидуальные и тематические консультации
2. Родительские собрания
3. Тренинги
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
1. Дни творчества детей и их родителей
2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
3. Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса
4. Родительское общественное патрулирование
5. Шефская помощь.
Интересной формой работы с родителями в классе являются родительские вечера. Достаточно эффективной формой развития педагогической культуры быть родителем являются родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить что-либо во взаимодействии с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Формой педагогического просвещения родителей является родительский ринг. Это одна их дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, проводимая для того, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Ключевым моментом взаимодействия с родителями является использование такой формы как родительское собрание. На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя. Во-первых, «согласие» как взаимная договоренность об основах воспитания школьника. Классный руководитель рассказывает о целях и задачах школы. Во-вторых, «сопряжение» как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержание работы с детьми. В-третьих, «сопереживание» как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников. В-четвертых, «соучастие». Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь. В-пятых, совместная деятельность учителей, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения театра, концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместное обсуждение вопросов воспитания.
Классному руководителю весьма важно проявлять сдержанность и тактичность во взаимодействии с родителями:
- просьба к родителям не должна принимать форму распоряжений и приказов;
- при необходимости дополнительных сведений об ученике классный руководитель просит разрешения в форме: «Позвольте мне узнать...», «Если вы не возражаете, я хотел бы знать...» и т.п.;
- возражения в беседе с родителями должны принимать максимально мягкую форму;
- если ситуация складывается так, что классный руководитель вынужден настоять на запрете каких-либо действий родителей в адрес ребенка, то и тут форма остается предельно уважительной («Боюсь, не могу вам позволить...», «Мне очень жаль, но придется отменить...» и т.д);
- оценка системы семейного воспитания при помощи «Я-сообщения», например: «Мне всегда нравится, когда родители...», «Я всегда, видя, как родители...», «Меня охватывает радость за детей, если я вижу, что родители...».
Гностическая деятельность классного руководителя - проверка и оценка результатов его работы, а также анализ ее хода и эффективности, показатель качества. Каждого классного руководителя волнует качество собственной работы. К сожалению, до сих пор о результатах воспитательной работы в государственных образовательных учреждениях во многих случаях продолжают судить по количеству проведенных мероприятий (нередко «спускаемых сверху»): смотров, конкурсов, акции, фестивалей с обязательным делегированием туда участников и отчетам о достижениях. Происходит некая подмена внутренних, человеческих эффектов воспитания внешними социальными результатами творческой активности (художественной, спортивной, общественной).
Строго говоря, о результативности и эффективности воспитания можно судить в том случае, если достигнуты успехи в формировании, развитии личности. Если результат обучения, даже блестящий, может быть никогда не востребован после сдачи экзамена, результат воспитания обязательно проявится вскоре или через много лет.
Воспитательным результат педагогической деятельности становится результативным в том случае, если:
- изначально была определена цель воспитания, сформулированы его задачи, позволяющие выстроить логику движения к достижению цели;
- в своей деятельности классный руководитель опирался на принципы и закономерности воспитания;
- в итоге произошло не только накопление знаний, умений, взглядов, но и изменение в жизненной позиции, в системе отношений ученика, т.е. наметился его переход в новое качество.
Выделяют несколько видов (методов) контроля результатов воспитанности: текущий, тематический, периодический, итоговый; устный и письменный опросы, тесты, анкетирование, беседы, и др. Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.). Воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить «воспитан» — «невоспитан».
Гностическая деятельность осуществляется на всех этапах педагогического процесса (от цели до результата) и играет важную роль в воспитательной работе классного руководителя, так как составляет большую часть ее содержания, «проникая» во все другие виды деятельности. В значительной степени этот вид деятельности взаимодействует с педагогическим мониторингом.
Классный руководитель осуществляет гностическую деятельность совместно с другими участниками целостного педагогического процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника.
Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и результативности. Исходя из этого основными объектами гностической деятельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: