Характеристика методов
Рассмотрим характеристики методов обучения. К методу, способствующему первичному усвоению учебного материала, относится устное изложение (рассказ, объяснение, школьная лекция). Рассказ - повествовательная деятельность учителя, включающая рассуждение, сравнительный анализ научных, политических, общественных и природных явлений. В рассказе могут быть использованы цитаты, отрывки из художественных и поэтических произведений. Рассказ должен быть выразительным, четким, ясным и простым для восприятия. В нем необходимо интонационно выделять абзацы излагаемого учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.
Метод «объяснение» характеризуется тем, что преподаватель описывает, повествует, дает характеристику научным истинам, опираясь на наглядный материал, мультимедийное обеспечение образовательного материала, личные знания и наблюдения учащихся. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил. Оно связано с использованием логических умозаключений, понятного и простого изложения знаний. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным, техническим. Оно требует точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой и толкованием понятий. При использовании данного метода имеет значение проверка формирования понятий и представлений у учащихся. В процессе объяснения учитель опирается на уже усвоенные знания.
Школьная лекция - систематическое, последовательное и монологическое изложение обучающим учебного материала теоретического характера. Такие лекции бывают вводными, обзорными, проблемными, информационными. Лекция-конференция широко применяется в современных гимназиях, лицеях, колледжах. Лекция в школе читается медленнее, чем в высших учебных заведениях. Она предполагает активизацию мышления, памяти, формирует логику рассуждений, развивает умения и навыки использования знаний в практической, учебно-познавательной деятельности. Она наполняется научным материалом, располагаемым в соответствующем порядке. Успех реализации данного метода зависит от эрудированности учителя, его умений и навыков владения ораторским искусством, логики и четкости изложения, доступности языка. Успешно прочитанная лекция способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию интереса к изучаемому материалу. В процессе чтения лекции используются мультимедийные возможности компьютера.
Метод «беседа» применяется при изучении тем, содержание которых представляется для детей сравнительно несложным, так как у них имеется определенный запас знаний, представлений и жизненного опыта. В процессе беседы ученик следит за мыслью учителя и шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Достоинство беседы заключается в том, что она максимально активизирует мышление, служит эффективным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Беседы подразделяются на вводные, сократические, катехизические, эвристические, репродуктивные. Вводная беседа проводится как пропедевтика к различным видам учебной деятельности.
Сократическая беседа проводится с помощью специально подобранных вопросов, цель которых - доведение до абсурда неправильных ответов учащихся. Тем самым учитель направляет школьников на поиск истины, корректирует ход рассуждений и подводит их к правильным выводам.
Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Дети приобретают знания посредством собственных рассуждений, открывают истины, опираясь на собственный опыт, предшествующие знания. Самостоятельный мыслительный процесс детей направляется на формирование понятий и обобщений.
Используя метод «репродуктивная беседа», учитель устанавливает содержание и характер ранее усвоенных знаний, организует учебную деятельность в форме беглого фронтального опроса класса, индивидуального опроса отдельных учащихся.
Работа с книгой предоставляет учащимся возможность многократного обращения за учебной информацией в доступном им темпе и в удобное время. Самостоятельная работа - ознакомление со структурой книги, беглый просмотр, чтение отдельных отрывков текста или всего материала.
Самостоятельная работа по овладению знаниями – сложный и трудный путь для ученика. Следует отметить два направления работы с книгой: с одной стороны, оптимальным способом использования учебника выступает самостоятельная проработка нового материала сразу же после объяснения его учителем. С другой стороны, чтение текста учебника в домашних условиях направлено на закрепление знаний, полученных на уроке. Такой вид самостоятельной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями, скоростью восприятия прочитанного, способствует качественному закреплению знаний. Используя метод работы с книгой, учитель организует работу учащихся над вопросами, данными в конце каждого параграфа учебника.
Проблемно-поисковые методы используются для создания проблемных ситуации. Консультации учителя помогают детям обобщать усвоенные знания, находить рациональный путь разрешения проблемных ситуаций. В процессе использования проблемных лекций обучающий учит школьников анализировать факты, размышлять, обобщать, логически мыслить, доказывать истинность своих суждений.
Следующая группа методов направлена на закрепление и совершенствование приобретенных знаний: комментированные упражнения, вариативные упражнения, практические работы, выполнение упражнений по образцу.
Упражнение – метод обучения, направленный на выработку практических умений и навыков у учащихся, не на механическое, а сознательное повторение тех или иных действий. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, учитель разъясняет цель предстоящего вида учебной деятельности и его длительность. Далее он показывает, как следует выполнять это упражнение, дает учащимся образец, который предполагает предупреждение ошибок. Затем следует этап учебной работы и контроль за правильным выполнением задания. На последнем этапе осуществляются учебные действия в измененных ситуациях.
Комментированные упражнения подразумевают учебную деятельность, в процессе которой учащиеся последовательно осуществляют и объясняют свои действия. Такие упражнения используются при работе над словами и предложениями, на уроках математики – при решении задач и примеров, позволяют детям рассуждать вслух, учителю - следить за логикой мышления учащихся и своевременно исправлять допущенные ими ошибки. Этот метод обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
К вариативным упражнениям относят тренировочные. Они направлены на совершенствование письменной речи, творческих способностей личности. Тренировочные упражнения включают устное повторение изученного материала, выполнение заданий по проверке знаний грамматики, математических правил, решения задач и применения законов науки на практике. Упражнения должны быть посильны для учащихся. Характер многих упражнений определяется учебником, что не освобождает учителя от обдуманного выбора материала для работы со школьниками. Большое распространение получили подстановочные упражнения, которые позволяют выполнять работу без лишней затраты времени. разрабатывать план и определять содержание новой учебной деятельности.
Упражнения, направленные на совершенствование письменной речи, включают следующие виды деятельности: составление тезисов, конспектов, планов и изложение. Учащиеся составляют тезисы прочитанных материалов, формулируют основные идеи и мысли. Конспектирование предполагает краткое изложение прочитанного и является результатом работы над учебными книгами, научной и художественной литературой.
Письменные упражнения требуют от учащихся самостоятельного применения знаний в измененных условиях. Для реализации этого метода учитель предлагает выполнять комбинированные задания. От учащегося требуется одновременное применение нескольких правил. Он приучается выполнять ряд последовательных операций, усваивает содержание образовательной задачи, учится письменному оформлению работы, поиску и анализу исходных положений, составлению плана решения, выполнению действий по плану, проверке правильности решения.
Практический метод обучения облегчает школьникам этот процесс. Он позволяет охватывать достаточно широкую область действий учащихся: физические и химические опыты, изучение географических материалов на практике, флоры и фауны родного региона.
Лабораторный метод позволяет учителю подготовить к уроку соответствующие пособия, дающие возможность проводить определенные биологические, физические, химические, географические и др. опыты. Результаты ученических опытов используются для получения необходимых обобщений, иллюстраций на базе ранее изученных законов, принципов, правил и т.п. Данный метод обучения используется на уроках химии, физики, биологии, географии. Он направлен на подтверждение и проверку на практике изученных теоретических положений. Итоги ученических исследований подводятся посредством устного или письменного отчета учащихся.
Деловая игра используется для создания ситуаций выбора и принятия определенных решений. В деловых играх воспроизводятся ситуации, приближенные к реальным, в которых роли распределяются так, чтобы дети переживали, осмысливали и осваивали новые социальные функции, глубже и прочнее закрепляли учебный материал. Деловая игра моделирует реальные события, конкретные общественные явления. Единая цель учебно-познавательной деятельности для всех участников объединяет и заставляет их достигать положительных результатов.
Учебная игра – творческая работа школьников, направленная на создание исследовательских, творческих проектов, моделирования учебных ситуаций, техническое конструирование. Достоинство такой учебной деятельности видится в том, что учащиеся соединяют теорию и практику, реализуют знания на практике, приобретают умения и навыки. Деловые игры повышают детский интерес к изучаемому материалу.
К методам контроля и самоконтроля учебной деятельности учащихся относятся текущее наблюдение, устный опрос, контрольная письменная работа, тесты. Текущее наблюдение осуществляется непосредственно в процессе обучения. Оно направлено на выявление активности учащихся на занятиях, уровня концентрации внимания к излагаемому материалу, пониманию и усвоению требуемого объема знаний.
Устный опрос выступает наиболее эффективным методом проверки и оценки знаний школьников. Данный метод предусматривает оценку знаний детей по следующим параметрам: насколько удачно выбран и сформулирован вопрос, уровень и качество ответа, реакция преподавателя на ответы. При использовании этого метода уделяется внимание индивидуальным особенностям, темперамент, положительной психолого-педагогической атмосфере. Опрос учащихся протекает в спокойной и нормальной обстановке, в результате чего внимание учащихся максимально концентрируется на вопросах и ответах. Учитель исправляет ошибки в ответах, подводит школьников к самостоятельному поиску и исправлению неточностей.
Метод письменных работ направлен на выявление качества, глубины и прочности усвоенных знаний. Темы письменных работ должны вытекать из программы преподаваемого предмета. Контрольная работа выполняется качественно и чисто, без переписываний. В ней должны быть видны все основные операции, выполненные учеником.
Тест – один из видов проверки качества знаний школьников, который можно использовать как индивидуально, так и для всего класса. Для такой проверки знаний школьников характерны четкая фиксация результатов, кратковременность, наличие установленных стандартов.
Критерием оценки знаний является соответствие объема знаний и навыков материалу, предусмотренному программой, осмысленность и прочность, понимание изученного, способность учащихся к самостоятельной учебной деятельности, использование полученных знаний в дальнейшей учебе и практической деятельности.
Итак, метод обучения – понятие вариативное и многостороннее. Метод обучения направлен на организацию тесного взаимодействия и сотрудничества обучающего и обучающегося в целостном учебно-воспитательном процессе. Методы обучения подчинены определенным временным рамкам. Объективно все методы обучения являются средствами образования, воспитания и развития личности. Вместе с тем, эффективность каждого из методов зависит от педагогического мастерства учителя, определяется его методический грамотностью. Учитель в каждом конкретном случае решает вопрос, какой метод даст максимальный результат на данном уроке, в конкретномклассе, в определенных условиях.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: