logo
Педагогика

Характеристика методов

Рассмотрим характеристики методов обучения. К методу, способствующему первичному усвоению учебного материала, относится устное изложение (рассказ, объяснение, школьная лекция). Рассказ - повествовательная деятельность учителя, включающая рассуждение, сравнительный анализ научных, политических, общественных и природных явлений. В рассказе могут быть использованы цитаты, отрывки из художественных и поэтических произведений. Рассказ должен быть выразительным, четким, ясным и простым для восприятия. В нем необходимо интонационно выделять абзацы излагаемого учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.

Метод «объяснение» характеризуется тем, что преподаватель описывает, повествует, дает характеристику научным истинам, опираясь на наглядный материал, мультимедийное обеспечение образовательного материала, личные знания и наблюдения учащихся. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил. Оно связано с использованием логических умозаключений, понятного и простого изложения знаний. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным, техническим. Оно требует точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой и толкованием понятий. При использовании данного метода имеет значение проверка формирования понятий и представлений у учащихся. В процессе объяснения учитель опирается на уже усвоенные знания.

Школьная лекция - систематическое, последовательное и монологическое изложение обучающим учебного материала теоретического характера. Такие лекции бывают вводными, обзорными, проблемными, информационными. Лекция-конференция широко применяется в современных гимназиях, лицеях, колледжах. Лекция в школе читается медленнее, чем в высших учебных заведениях. Она предполагает активизацию мышления, памяти, формирует логику рассуждений, развивает умения и навыки использования знаний в практической, учебно-познавательной деятельности. Она наполняется научным материалом, располагаемым в соответствующем порядке. Успех реализации данного метода зависит от эрудированности учителя, его умений и навыков владения ораторским искусством, логики и четкости изложения, доступности языка. Успешно прочитанная лекция способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию интереса к изучаемому материалу. В процессе чтения лекции используются мультимедийные возможности компьютера.

Метод «беседа» применяется при изучении тем, содержание которых представляется для детей сравнительно несложным, так как у них имеется определенный запас знаний, представлений и жизненного опыта. В процессе беседы ученик следит за мыслью учителя и шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Достоинство беседы заключается в том, что она максимально активизирует мышление, служит эффективным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Беседы подразделяются на вводные, сократические, катехизические, эвристические, репродуктивные. Вводная беседа проводится как пропедевтика к различным видам учебной деятельности.

Сократическая беседа проводится с помощью специально подобранных вопросов, цель которых - доведение до абсурда неправильных ответов учащихся. Тем самым учитель направляет школьников на поиск истины, корректирует ход рассуждений и подводит их к правильным выводам.

Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Дети приобретают знания посредством собственных рассуждений, открывают истины, опираясь на собственный опыт, предшествующие знания. Самостоятельный мыслительный процесс детей направляется на формирование понятий и обобщений.

Используя метод «репродуктивная беседа», учитель устанавливает содержание и характер ранее усвоенных знаний, организует учебную деятельность в форме беглого фронтального опроса класса, индивидуального опроса отдельных учащихся.

Работа с книгой предоставляет учащимся возможность многократного обращения за учебной информацией в доступном им темпе и в удобное время. Самостоятельная работа - ознакомление со структурой книги, беглый просмотр, чтение отдельных отрывков текста или всего материала.

Самостоятельная работа по овладению знаниями – сложный и трудный путь для ученика. Следует отметить два направления работы с книгой: с одной стороны, оптимальным способом использования учебника выступает самостоятельная проработка нового материала сразу же после объяснения его учителем. С другой стороны, чтение текста учебника в домашних условиях направлено на закрепление знаний, полученных на уроке. Такой вид самостоятельной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями, скоростью восприятия прочитанного, способствует качественному закреплению знаний. Используя метод работы с книгой, учитель организует работу учащихся над вопросами, данными в конце каждого параграфа учебника.

Проблемно-поисковые методы используются для создания проблемных ситуации. Консультации учителя помогают детям обобщать усвоенные знания, находить рациональный путь разрешения проблемных ситуаций. В процессе использования проблемных лекций обучающий учит школьников анализировать факты, размышлять, обобщать, логически мыслить, доказывать истинность своих суждений.

Следующая группа методов направлена на закрепление и совершенствование приобретенных знаний: комментированные упражнения, вариативные упражнения, практические работы, выполнение упражнений по образцу.

Упражнение – метод обучения, направленный на выработку практических умений и навыков у учащихся, не на механическое, а сознательное повторение тех или иных действий. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, учитель разъясняет цель предстоящего вида учебной деятельности и его длительность. Далее он показывает, как следует выполнять это упражнение, дает учащимся образец, который предполагает предупреждение ошибок. Затем следует этап учебной работы и контроль за правильным выполнением задания. На последнем этапе осуществляются учебные действия в измененных ситуациях.

Комментированные упражнения подразумевают учебную деятельность, в процессе которой учащиеся последовательно осуществляют и объясняют свои действия. Такие упражнения используются при работе над словами и предложениями, на уроках математики – при решении задач и примеров, позволяют детям рассуждать вслух, учителю - следить за логикой мышления учащихся и своевременно исправлять допущенные ими ошибки. Этот метод обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

К вариативным упражнениям относят тренировочные. Они направлены на совершенствование письменной речи, творческих способностей личности. Тренировочные упражнения включают устное повторение изученного материала, выполнение заданий по проверке знаний грамматики, математических правил, решения задач и применения законов науки на практике. Упражнения должны быть посильны для учащихся. Характер многих упражнений определяется учебником, что не освобождает учителя от обдуманного выбора материала для работы со школьниками. Большое распространение получили подстановочные упражнения, которые позволяют выполнять работу без лишней затраты времени. разрабатывать план и определять содержание новой учебной деятельности.

Упражнения, направленные на совершенствование письменной речи, включают следующие виды деятельности: составление тезисов, конспектов, планов и изложение. Учащиеся составляют тезисы прочитанных материалов, формулируют основные идеи и мысли. Конспектирование предполагает краткое изложение прочитанного и является результатом работы над учебными книгами, научной и художественной литературой.

Письменные упражнения требуют от учащихся самостоятельного применения знаний в измененных условиях. Для реализации этого метода учитель предлагает выполнять комбинированные задания. От учащегося требуется одновременное применение нескольких правил. Он приучается выполнять ряд последовательных операций, усваивает содержание образовательной задачи, учится письменному оформлению работы, поиску и анализу исходных положений, составлению плана решения, выполнению действий по плану, проверке правильности решения.

Практический метод обучения облегчает школьникам этот процесс. Он позволяет охватывать достаточно широкую область действий учащихся: физические и химические опыты, изучение географических материалов на практике, флоры и фауны родного региона.

Лабораторный метод позволяет учителю подготовить к уроку соответствующие пособия, дающие возможность проводить определенные биологические, физические, химические, географические и др. опыты. Результаты ученических опытов используются для получения необходимых обобщений, иллюстраций на базе ранее изученных законов, принципов, правил и т.п. Данный метод обучения используется на уроках химии, физики, биологии, географии. Он направлен на подтверждение и проверку на практике изученных теоретических положений. Итоги ученических исследований подводятся посредством устного или письменного отчета учащихся.

Деловая игра используется для создания ситуаций выбора и принятия определенных решений. В деловых играх воспроизводятся ситуации, приближенные к реальным, в которых роли распределяются так, чтобы дети переживали, осмысливали и осваивали новые социальные функции, глубже и прочнее закрепляли учебный материал. Деловая игра моделирует реальные события, конкретные общественные явления. Единая цель учебно-познавательной деятельности для всех участников объединяет и заставляет их достигать положительных результатов.

Учебная игра – творческая работа школьников, направленная на создание исследовательских, творческих проектов, моделирования учебных ситуаций, техническое конструирование. Достоинство такой учебной деятельности видится в том, что учащиеся соединяют теорию и практику, реализуют знания на практике, приобретают умения и навыки. Деловые игры повышают детский интерес к изучаемому материалу.

К методам контроля и самоконтроля учебной деятельности учащихся относятся текущее наблюдение, устный опрос, контрольная письменная работа, тесты. Текущее наблюдение осуществляется непосредственно в процессе обучения. Оно направлено на выявление активности учащихся на занятиях, уровня концентрации внимания к излагаемому материалу, пониманию и усвоению требуемого объема знаний.

Устный опрос выступает наиболее эффективным методом проверки и оценки знаний школьников. Данный метод предусматривает оценку знаний детей по следующим параметрам: насколько удачно выбран и сформулирован вопрос, уровень и качество ответа, реакция преподавателя на ответы. При использовании этого метода уделяется внимание индивидуальным особенностям, темперамент, положительной психолого-педагогической атмосфере. Опрос учащихся протекает в спокойной и нормальной обстановке, в результате чего внимание учащихся максимально концентрируется на вопросах и ответах. Учитель исправляет ошибки в ответах, подводит школьников к самостоятельному поиску и исправлению неточностей.

Метод письменных работ направлен на выявление качества, глубины и прочности усвоенных знаний. Темы письменных работ должны вытекать из программы преподаваемого предмета. Контрольная работа выполняется качественно и чисто, без переписываний. В ней должны быть видны все основные операции, выполненные учеником.

Тест – один из видов проверки качества знаний школьников, который можно использовать как индивидуально, так и для всего класса. Для такой проверки знаний школьников характерны четкая фиксация результатов, кратковременность, наличие установленных стандартов.

Критерием оценки знаний является соответствие объема знаний и навыков материалу, предусмотренному программой, осмысленность и прочность, понимание изученного, способность учащихся к самостоятельной учебной деятельности, использование полученных знаний в дальнейшей учебе и практической деятельности.

Итак, метод обучения – понятие вариативное и многостороннее. Метод обучения направлен на организацию тесного взаимодействия и сотрудничества обучающего и обучающегося в целостном учебно-воспитательном процессе. Методы обучения подчинены определенным временным рамкам. Объективно все методы обучения являются средствами образования, воспитания и развития личности. Вместе с тем, эффективность каждого из методов зависит от педагогического мастерства учителя, определяется его методический грамотностью. Учитель в каждом конкретном случае решает вопрос, какой метод даст максимальный результат на данном уроке, в конкретномклассе, в определенных условиях.