Современная классификация принципов воспитания
Социальные процессы в новой России, Декларация о правах человека и Конвенция о правах ребенка обусловили разработку новых принципов отечественной гуманистической педагогики. В них нашли свое отражение те основные требования, которые мировая педагогика предъявляет к процессу воспитания:
- системность в воспитании;
- направленность воспитания на развитие личности, формирование творческой индивидуальности;
- осуществление воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;
- реализация воспитания в процессе освоения детьми культуры, учет особенностей культурной среды;
- вовлечение детей в активную сознательную развивающую деятельность;
- связь воспитания с жизнью общества, трудом, организация жизнедеятельности воспитанников;
- воспитание в коллективе и с помощью коллектива;
- опора на положительное в личности воспитанника;
- сочетание педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.
В отечественной школе в настоящее время происходит переход к гуманистическому, личностно направленному воспитанию. Смена парадигмы воспитания, требований к нему побуждает ученых и учителей выделять среди традиционных принципов наиболее приоритетные и наполнять их новым содержанием в соответствии с изменившейся концепцией воспитания.
В учебных пособиях по педагогике XXI века нет единой классификации принципов воспитания. Большинство из них подчеркивают, что принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли выбора тех, а не других положений. Анализ и отбор принципов воспитания, переосмысление их содержания — это живой научно-педагогический и практический процесс претворения в жизнь той или иной концепции воспитания. Таким образом, принципы могут сначала определяться той или иной педагогической концепцией, а потом в ходе практики и экспериментов верифицироваться, т.е. проверяться опытным путем на истинность или адекватность реальной ситуации в воспитании.
Важнейшие закономерности обучения и воспитания, открытые мировой и отечественной педагогической наукой, наиболее четко и обоснованно отражены в следующих принципах педагогического процесса:
- целенаправленность. Цель выступает как способ объединения в единое целое, в определенную последовательность или систему действий педагога. Цель является общей для педагога и его воспитанников, она организует их взаимодействие. Реализация цели осуществляется с помощью совокупности задач;
- научность образования и воспитания. Это означает, что учащиеся усваивают объективную научную картину мира, закономерности развития природы и общества, мышления. На основе общечеловеческих ценностей у них формируется научное мировоззрение, нравственность, понимание прекрасного, культура чувств и отношений между людьми; учащиеся овладевают способами научной организации умственного и физического труда;
- сознательность, активность и самостоятельность воспитанников в обучении и воспитании. Данный принцип означает понимание учащимися цели и задач ученья, понимание сущности изучаемого, применение знаний на практике, умение оперировать знаниями в измененных ситуациях, проявление самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками, энергичную и интенсивную деятельность, в том числе нравственную деятельность, превращение знаний в убеждения, которые выступают мотивами деятельности, поведения;
- доступность в обучении и воспитании. Этот принцип включает требование учитывать в педагогическом взаимодействии уровень подготовки учащихся, посильность усваиваемого материала и ведения обучения и воспитания на оптимальном уровне трудности;
-систематичность, непрерывность и последовательность в обучении и воспитании. Строить педагогический процесс в соответствии с этим принципом - значит изучать материал в системе, соответствующей логике науки, обеспечивать систему также в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, предупреждать пробелы в знаниях, постепенно усложнять содержание образования и воспитания, непрерывно осуществлять взаимодействие педагогов с воспитанниками, воспитанников - со сверстниками, старшими, организовывать разностороннюю жизнедеятельность воспитанников в определенной системе;
- наглядность, предметность в обучении и воспитании. Требование построения педагогического процесса с использованием конкретных образов обусловлено природой человеческого мышления, способами познавательной деятельности. Эффективность этого процесса в значительной степени зависит от степени привлечения к восприятию изучаемого всех органов чувств. Чем разнообразнее чувственное восприятие материала, тем прочнее он усваивается. Велика роль непосредственного восприятия конкретных жизненных ситуаций, моральных ценностей в выработке нравственных понятий и убеждений. Без демонстрации образцов поведения затрудняется формирование навыков и привычек культуры поведения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, сензитивных периодов развития. Реализация этого принципа направлена на обеспечение в педагогическом процессе одновременного становления личности и индивидуальности, общего и особенного, уникального, присущего данному воспитаннику. Индивидуальный подход требует глубокого изучения внутреннего мира обучающегося, уровня его воспитанности, условий, в которых происходит формирование личности;
- прочность усвоения знаний, сформированность умений, навыков и привычек поведения. Данный принцип содержит требование: знания, умения и навыки, усвоенные учащимися, могут быть воспроизведены и использованы в различных видах деятельности. То, что усвоено прочно, входит в быт, в привычку и имеет тенденцию переходить в убеждения. Достоянием сознания и поведения становится то, что вызывает нужду, постоянную потребность.
Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Осуществление их придает гуманистическую и демократическую направленность педагогическому процессу, делает его высокоэффективным.
Педагоги В.С. Кукушин, С.В. Кульневич, Л.Д. Столяренко полагают, что учителя должны опираться на систему принципов, не зависящую от частных теорий воспитания и социальных условий, в которых происходит процесс воспитания. Именно поэтому исходными положениями процесса воспитания они считают гуманизм, культуросообразность, духовность, личностное функционирование (целенаправленное формирующее воздействие на сознание, поведение, деятельность для развития творческих сил личности), субъектный контроль (направленность на развитие способности личности сознавать и объяснять меру своего участия в процессе жизнедеятельности), веру в человека, сотрудничество педагога с воспитанниками, включенность личности в значимую деятельность .
Кроме данных общих стратегических принципов С.В. Кульневич рассматривает группу частных тактических принципов. Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учениками, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками, а личностный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности и творчества.
Первая группа частных принципов учитывает направленность личности, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности: принцип самосовершенствования; принцип самореализации в творчестве; принцип готовности к ответственным действиям; принцип самоуважения. Вторая группа - это принципы социально-профессионального опыта: учет поведения; учет привычек; развитости общения; учета профессиональных умений; уровня развития аудио-визуальной культуры. Третья группа — это принцип учета индивидуальных психических процессов.Четвертая гpyппa — учет типологических свойств личности: учет половых и возрастных различий; учет особенностей характера и свойств нервной системы .
Авторский коллектив под руководством Л.П. Крившенко выделяет три значимых группы принципов воспитания: первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему; вторая группа принципов раскрывает требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы и третья - некоторые социальные и психологические условия, обеспечивающие процесс воспитания, без соблюдения которых он будет малоэффективным.
К принципам первой группы названий авторский коллектив относит содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы, а именно: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Вторая группа принципов - это собственно педагогические или методические, технологические принципы. К ним относятся принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Третья группа принципов - социопсихологические: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности). Главное в этих принципах: воспитание должно быть направлено на развитие творческой личности, индивидуальности в процессе деятельности воспитанников по освоению культуры и на основе их возрастных и индивидуальных различий.
А.М. Столяренко выделяет три группы принципов воспитания: содержательные, организационные и методические. Каждая из этих групп отвечает на вопросы: что воспитывать? Как воспитывать? Какими способами? Так в качестве содержательных выделяются принципы воспитательной целеустремленности, цивилизованности и созидательности, связи с жизнью и деятельностью, содержательной преемственности и непрерывности. Им подчинены организационные и методические принципы. В качестве организационных принципов выступают подчиненность воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязи с обучением и развитием личности; единство воспитания и самовоспитания; педагогическое руководство, включающее инициативу и самостоятельность личности, единство воспитывающей среды, коллектива и деятельности, согласованность воспитательных воздействий. К методическим положениям относятся следующие принципы: терпеливая настойчивость, оптимизм и доброжелательность; авторитет воспитателя и педагогическое сотрудничество; сознательность и активность; уважение, забота о человеке и разумная требовательность к нему; воспитывающая деятельность; гибкое комплексирование методов и такта в воспитании; индивидуальный подход.
И.Ф.Исаевым, В.А. Сластениным Е.Н. Шияновым обоснованы метапринципы гуманнистического воспитания в качестве «концентрированного инструментального выражения тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования». Ведущим в данной системе служит принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, включающий в себя основные требования соблюдения учителем принципов природосообразности, культуросообразности и деятельностного подхода к воспитанию. Названные выше авторы подчеркивают значимость таких принципов, как личностный подход к воспитаннику, органично связанный с персонализацией педагогического взаимодействия, полисубъективного (диалогического), индивидуально-творческого подхода и профессионально-этической ответственности. Важными частными принципами организации воспитательной работы названы принципы обучения и воспитания в коллективе, связи воспитания с жизнью и производственной практикой, эстетизации детской жизни, сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самодеятельности воспитанников, уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, согласованности требований школы, семьи и общественности, увлечения воспитанников перспективами создания ситуации ожидания завтрашней радости, сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Разнообразные системы принципов отражают концепции воспитания современных педагогов. Учитель может выбрать для себя определенную классификацию принципов воспитания, объединенную в определенную систему.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: