Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
Педагогический процесс – систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности с учетом влияния стихийных непедагогических факторов. С точки зрения деятельностного подхода к воспитанию, сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии учителя и учащегося (педагогическое взаимодействие). В этом взаимодействии основной является направленность деятельности учеников, их активность, что в совокупности называют отношением к деятельности.
Идея целостности педагогического процесса была высказана К.Д. Ушинским. Он обосновал необходимость единства административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. «От комбинации основных элементов всякой школы - писал он - более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании» (Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. – Т. 1, с. 171). Эта прогрессивная идея К.Д. Ушинского нашла отражение в трудах его последователей и современных ученых.
Понятие «целостность», обращенное к педагогическому процессу, введено на рубеже 1970 – 1980-х годов в связи с тем, что, во-первых, усилилось внимание к развитию личности; во-вторых, проблема единства процессов обучения и воспитания переросла в проблему организации педагогического процесса с точки зрения его завершенности. Многообразие подходов к сущности этого явления иллюстрирует его сложность и многоаспектность. Учебно-воспитательный процесс в его целостности исследуется с разных сторон: как реализация комплексного подхода к воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Г.Н. Филонов), как гармоничность и всесторонность подготовки личности к труду и общественной деятельности (М.Н. Скаткин, Л.Н. Гончаров и др.), как система воспитательной деятельности (В.Г. Афанасьев, В.М. Коротов и др.). Наиболее полно проблема целостного педагогического процесса исследована О.П. Целиковой, В.С. Ильиным, П.И. Подласым.
Целостность в материалистической философии трактуется как интегрированность, как внутреннее единство объекта (явления). Философские категории «целое» и «часть» характеризуют общие пути познания от нерасчлененного представления об объекте к расчленению его на части и от познания частей к отражению целого. Целое представляет собой единство частей, которые существуют только благодаря тому, что эти части взаимосвязаны друг с другом. Целостность есть совершенство, высокий уровень развития предмета, определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого предмета, неразрывная в своих элементах структура (Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М., 1983, с. 4).
Целостная природа педагогического процесса характеризуется полнотой по составу (комплексность и интеграция средств педагогического воздействия, системообразующие компоненты) и высоким уровнем его развития, совершенством, заключающимся в направленности на формирование всесторонне развитой личности. Признаки целостности проявляются в том, что в результате взаимосвязи частей у целого появляются новые свойства, качества, закономерности, которые не присущи частям в их разобщенности. «Внутри целостного учебно-воспитательного процесса как объекта, - отмечает В.В. Краевский, - наличествуют части, составляющие единство. И в первую очередь – единство обучения и воспитания» (Теоретические основы процесса обучения в советской школе; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., Педагогика, 1989, с. 32.).
Гармонически развитая личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостный педагогический процесс – это диалектическое единство социальных и педагогических факторов, формирующих личность школьника, процесс, внутри которого определены роль и функции каждого компонента, в частности, школы и ее взаимодействия с другими социальными институтами.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: