logo
Педагогика

Целостность как внутреннее единство объекта (явления)

Педагогический процесс – систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности с учетом влияния стихийных непедагогических факторов. С точки зрения деятельностного подхода к воспитанию, сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии учителя и учащегося (педагогическое взаимодействие). В этом взаимодействии основной является направленность деятельности учеников, их активность, что в совокупности называют отношением к деятельности.

Идея целостности педагогического процесса была высказана К.Д. Ушинским. Он обосновал необходимость единства административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. «От комбинации основных элементов всякой школы - писал он - более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании» (Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. – Т. 1, с. 171). Эта прогрессивная идея К.Д. Ушинского нашла отражение в трудах его последователей и современных ученых.

Понятие «целостность», обращенное к педагогическому процессу, введено на рубеже 1970 – 1980-х годов в связи с тем, что, во-первых, усилилось внимание к развитию личности; во-вторых, проблема единства процессов обучения и воспитания переросла в проблему организации педагогического процесса с точки зрения его завершенности. Многообразие подходов к сущности этого явления иллюстрирует его сложность и многоаспектность. Учебно-воспитательный процесс в его целостности исследуется с разных сторон: как реализация комплексного подхода к воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Г.Н. Филонов), как гармоничность и всесторонность подготовки личности к труду и общественной деятельности (М.Н. Скаткин, Л.Н. Гончаров и др.), как система воспитательной деятельности (В.Г. Афанасьев, В.М. Коротов и др.). Наиболее полно проблема целостного педагогического процесса исследована О.П. Целиковой, В.С. Ильиным, П.И. Подласым.

Целостность в материалистической философии трактуется как интегрированность, как внутреннее единство объекта (явления). Философские категории «целое» и «часть» характеризуют общие пути познания от нерасчлененного представления об объекте к расчленению его на части и от познания частей к отражению целого. Целое представляет собой единство частей, которые существуют только благодаря тому, что эти части взаимосвязаны друг с другом. Целостность есть совершенство, высокий уровень развития предмета, определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого предмета, неразрывная в своих элементах структура (Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М., 1983, с. 4).

Целостная природа педагогического процесса характеризуется полнотой по составу (комплексность и интеграция средств педагогического воздействия, системообразующие компоненты) и высоким уровнем его развития, совершенством, заключающимся в направленности на формирование всесторонне развитой личности. Признаки целостности проявляются в том, что в результате взаимосвязи частей у целого появляются новые свойства, качества, закономерности, которые не присущи частям в их разобщенности. «Внутри целостного учебно-воспитательного процесса как объекта, - отмечает В.В. Краевский, - наличествуют части, составляющие единство. И в первую очередь – единство обучения и воспитания» (Теоретические основы процесса обучения в советской школе; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., Педагогика, 1989, с. 32.).

Гармонически развитая личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостный педагогический процесс – это диалектическое единство социальных и педагогических факторов, формирующих личность школьника, процесс, внутри которого определены роль и функции каждого компонента, в частности, школы и ее взаимодействия с другими социальными институтами.