logo
Педагогика

Виды педагогической деятельности

Основными видами педагогической деятельности, по мнению В.А. Сластенина, являются преподавание и воспитательная работа (Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2008, с. 35).

Последнее представляет собой педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

Преподавательская деятельность направлена на развитие и управление познавательными интересами обучающихся. Она ограничена во времени, имеет определенную цель и конкретные способы ее достижения. Содержание обучения жестко регламентируется (Государственный образовательный стандарт, учебные планы), имеет дискретный характер и не предполагает взаимодействия с учащимися на подготовительном этапе.

Человек, осуществляющий воспитательную деятельность, может предусмотреть этапы (решение конкретных задач), ориентированных на цель. Содержание обучения планируется в общих чертах: отношение к обществу, труду, людям, науке, природе, себе. Логику воспитательной работы учителя с отдельным ученическим коллективом невозможно предопределить нормативными документами. В этой деятельности сложно предопределить результат, установить обратную связь, соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности.

В то же время и преподавательская, и воспитательная составляющие педагогической работы учителя/педагога имеют место в любом аспекте его деятельности.