logo
Педагогика

Объект и предмет педагогической науки

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением младшему.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что она изучает?» Необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объектом педагогики (т.е. областью действительности, которую она исследует) является образование как особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в обществе. Предмет педагогики (способ видения объекта с позиций данной науки)– это система отношений, возникающих в образовательной деятельности, т.е. сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс (В.В. Краевский).

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о закономерностях воспитания, обучения и образования.