logo
Педагогика

Приемы обучения

Прием в обучении – метод ограниченный во времени. Приемы обучения – отдельные действия, элементы, составные части метода. Методические приемы облегчают учащимся усвоение материала. Каждый метод может быть представлен как совокупность дидактических приемов. Между методами и приемами существует взаимосвязь и осуществляется переход метода в прием и наоборот. Например, объяснение играет роль метода, если оно используется для сообщения нового учебного материала и применяется как прием, если учитель объясняет порядок отдельных действий. В ходе урока может осуществляться использование мультимедийных презентаций, которые выступают дидактическим приемом. Демонстрация фильма является методом приобретения и закрепления знаний, а использование отрывков из фильмов – приемами.

Приемы соотносятся с конкретными действиями, которые выступают составными частями учебной деятельности и входят в нее в качестве компонентов. Конкретное содержание используемых приемов определяет эффективность того или иного метода. Следует подчеркнуть, что приемы ставят учащихся перед необходимостью решения познавательных задач. Учитель использует дидактические приемы для формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, чувств. Из многообразия дидактических приемов можно вычленить следующие: пояснение, требование, указание, постановка вопроса, показ образца, практические или мыслительные действия, слушание, реагирование, чтение, письмо, обдумывание, размышление вслух, воспроизведение, описание, пересказ, зарисовка и т.д.

Приемы характеризуют своеобразие методической деятельности учителя, его педагогического мастерства, раскрывают индивидуальные черты личности.