logo
Педагогика

2. Классификация технологий

В основе классификаций педагогических технологий лежат разные основания. Базируясь на тех или иных педагогических концепциях, воспитатель в ходе своей практической деятельности может опираться на определенную классификацию воспитательных технологий.

Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. Наиболее развернутая и подробная классификация технологий дана Г.К. Селевко. Он выделяет несколько обобщенных групп в технологии воспитания, классифицируя их по определенному признаку:

- по уровню применения: общие и локальные;

- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения;

- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические;

- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;

- по ориентации на личностные структуры; информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические;

- по характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические;

- по организационным формам: классные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные;

- по подходу к ребенку, авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;

- по доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные, творческие, компьютерные;

- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ;

- по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.. 1998, с.25-31).

В качестве элементов воспитательных технологий В.Ю. Питюков выделяет: общение, оценку, требование, конфликт и воздействие (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М.. 1994. – 110 с.; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117). Технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса представлены Н.Ф. Головановой: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. В основе ее классификации технологий воспитания лежат следующие основания:

- по философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские;

- по научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистическйе, программирование;

- по категории объекта: индивидуальные, коллективные, групповые, массовые (Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: Уч. пос. для вузов. – Спб., 2005; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117).

Знание классификации воспитательных технологий способствует выбору педагогом оптимальной технологии системы воспитательной работы авторской школы, ее отдельных направлений и форм.

Однако, независимо от выбора, педагогу целесообразно придерживаться следующей структуры, представленной в виде взаимосвязанных компонентов, усиливающей успешность действий воспитателя благодаря их органичности и системности, которая представлена в учебном пособии Л.И. Петровой:

1. Построение концепции воспитания. Использование технологических элементов воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных целей воспитания. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием цели воспитания, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные воспитателем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно, приносить проектируемые педагогические результаты.

  1. Определение цели конкретных воспитательных операций. Современная воспитательная парадигма строится на принятии ребенка как данности, актуализации его потребностей, личностных ориентации. Следовательно, цель любого технологического воспитательного блока направлена на формирование социально значимых качеств личности, в нашем понимании тех качеств, которые способствуют его становлению субъектом воспитания.

  1. Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс воспитания. Это могут быть «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у воспитателя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными особенностями. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных воспитательных мероприятий.

  2. Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию воспитательной технологии. Какие методы, средства использует воспитатель в применении технологических приемов, как опирается на индивидуальные, половые особенности ребенка? Безусловно, высокие результаты приносит наличие у воспитателя умений органично выстраивать такую воспитательную систему, которая включала бы необходимые для прироста личностных качеств каждого школьника элементы технологий воспитания. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле: КТО - С КЕМ - КОГДА - КАК. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит воспитателю целесообразнее организовывать гуманистическое воспитательное пространство, системно подходить к выбору намеченных воспитательных техник:

5. Цель. С позиции организации воспитательного процесса, цель выступает как близкая и понятная ребенку задача реализации его жизненных устремлений.

6. Выбор педагогической техники. Он связан, прежде всего, с конкретными задачами на определенный период воспитания, с направлениями воспитания, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Воспитатель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности детей. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников воспитательного процесса.

7. Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства — это подготовка костюмов, зала, символов и прочей наглядности.

8. Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни.

9. Анализ. Успех проведения любого вида технологии воспитания определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов (Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.119-121).