2. Классификация технологий
В основе классификаций педагогических технологий лежат разные основания. Базируясь на тех или иных педагогических концепциях, воспитатель в ходе своей практической деятельности может опираться на определенную классификацию воспитательных технологий.
Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. Наиболее развернутая и подробная классификация технологий дана Г.К. Селевко. Он выделяет несколько обобщенных групп в технологии воспитания, классифицируя их по определенному признаку:
- по уровню применения: общие и локальные;
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические;
- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;
- по ориентации на личностные структуры; информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические;
- по характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические;
- по организационным формам: классные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные;
- по подходу к ребенку, авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;
- по доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные, творческие, компьютерные;
- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ;
- по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.. 1998, с.25-31).
В качестве элементов воспитательных технологий В.Ю. Питюков выделяет: общение, оценку, требование, конфликт и воздействие (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М.. 1994. – 110 с.; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117). Технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса представлены Н.Ф. Головановой: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. В основе ее классификации технологий воспитания лежат следующие основания:
- по философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские;
- по научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистическйе, программирование;
- по категории объекта: индивидуальные, коллективные, групповые, массовые (Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: Уч. пос. для вузов. – Спб., 2005; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117).
Знание классификации воспитательных технологий способствует выбору педагогом оптимальной технологии системы воспитательной работы авторской школы, ее отдельных направлений и форм.
Однако, независимо от выбора, педагогу целесообразно придерживаться следующей структуры, представленной в виде взаимосвязанных компонентов, усиливающей успешность действий воспитателя благодаря их органичности и системности, которая представлена в учебном пособии Л.И. Петровой:
1. Построение концепции воспитания. Использование технологических элементов воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных целей воспитания. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием цели воспитания, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные воспитателем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно, приносить проектируемые педагогические результаты.
-
Определение цели конкретных воспитательных операций. Современная воспитательная парадигма строится на принятии ребенка как данности, актуализации его потребностей, личностных ориентации. Следовательно, цель любого технологического воспитательного блока направлена на формирование социально значимых качеств личности, в нашем понимании тех качеств, которые способствуют его становлению субъектом воспитания.
-
Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс воспитания. Это могут быть «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у воспитателя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными особенностями. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных воспитательных мероприятий.
-
Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию воспитательной технологии. Какие методы, средства использует воспитатель в применении технологических приемов, как опирается на индивидуальные, половые особенности ребенка? Безусловно, высокие результаты приносит наличие у воспитателя умений органично выстраивать такую воспитательную систему, которая включала бы необходимые для прироста личностных качеств каждого школьника элементы технологий воспитания. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле: КТО - С КЕМ - КОГДА - КАК. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит воспитателю целесообразнее организовывать гуманистическое воспитательное пространство, системно подходить к выбору намеченных воспитательных техник:
5. Цель. С позиции организации воспитательного процесса, цель выступает как близкая и понятная ребенку задача реализации его жизненных устремлений.
6. Выбор педагогической техники. Он связан, прежде всего, с конкретными задачами на определенный период воспитания, с направлениями воспитания, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Воспитатель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности детей. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников воспитательного процесса.
7. Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства — это подготовка костюмов, зала, символов и прочей наглядности.
8. Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни.
9. Анализ. Успех проведения любого вида технологии воспитания определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов (Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. - Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.119-121).
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: