logo
Педагогика

Происхождение педагогической деятельности

Педагогическая профессия является одной из самых древних. Ее можно назвать вечной непреходящей сферой человеческого бытия. Возникновение педагогической профессии имело объективные основания. Они заключаются в необходимости передачи накопленного опыта от поколения к поколению, его творческой переработке.

Корни понятия «педагогическая деятельность» обращены к Античной Греции, где в городах – полисах дети богатых граждан получали домашнее образование с помощью раба – педагога (дословно «поводыря»). Отсюда буквальное значение дефиниции «педагогика» – «детовождение». Таким образом, с древних времен педагог был наделен определенной функцией – ведение и сопровождение ребенка по жизни. Значение слова «педагог» со временем расширилось и стало иметь как прямое, так и косвенное значение. По мнению А.С.Роботова, прямое значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающего введение ребенка во взрослую жизнь, для которой ему необходимо быть обученным и воспитанным. Косвенное значение этого понятия заключается в необходимости сопровождения любого человека на том или ином этапе его жизненного пути педагогом-учителем, педагогом – наставником, духовном учителем, учителем – мастером (Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высших уч. зав. / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. М.: Академия, 2002, с.8).

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно исходит от основы «питать». В современном понимании воспитатель – это человек, занимающийся воспитанием, ответственный за условия жизни и развитие личности других людей. Первоначально эту функцию – социализацию детей в обществе – выполняла семья как единственный институт социального воспитания. Она заботилась о необходимости овладения подрастающим поколением различными умениями и навыками, обеспечивающими ее жизнедеятельность. Однако эта деятельность не являлась истинно педагогической, поскольку носила стихийный характер. Дальнейшее развитие цивилизации: земледелия, ремесел, письменности, религии, науки, развитие экономических, торговых отношений привело к возникновению первичных институтов образования и систем воспитания. Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» - обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых являлась педагогическая деятельность.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, в Древней Греции – умные и талантливые вольнонаемные граждане, в Древнем Риме - государственные чиновники, знавшие науки, много путешествовавшие, знавшие языки и культуру разных народов (Педагогика: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2007, с.4.). В Средние века педагогами в основном были священники. Появление университетов, учительских семинарий привело к массовому развитию учительской профессии, а затем в результате дифференциации и расширения спектра педагогических профессий появились новые педагогические специальности, которые подразделились в зависимости от:

- возрастного периода развития личности (дошкольник, учитель школы, педагог, андролог (педагог взрослых), работающий над повышением квалификации и переподготовки людей);

- предметных областей знаний (учителя предметники: физик, химик, математик и др.);

- психического, физиологического и социального развития личности (дефектолог, логопед, сурдо-, тифлопедагог);

- типа образовательного учреждения (педагог системы общего, профессионального, дополнительного образования).