logo
Педагогика

Системный подход как управленческий феномен

Как управляется образование в условиях рыночной экономики? Каковы задачи, содержание, функции педагогического менеджмента? Залогом успеха является понимание педагогическим менеджером азов системного подхода.

Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею требует системного подхода.

Термин «система» широко используется в различных отраслях, но всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. В частности, когда мы рассматриваем школу как целостную систему, то имеем в виду что она состоит из частей (компонентов) которыми могут выступить коллективы учителей, учащихся, родителей. Вместе с тем, можно эту же систему рассматривать через процессы. Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный процесс, протекающий на уроке, и внеурочное время. Таким образом, первым признаком системы является наличие в ней элементов, т.е. минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы.

Системный подход не является чем-то принципиально новым, возникшим лишь в последние годы. Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д.И.Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д.Клиланд, У.Кинги и др.

Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рас­сматривать организацию не как простую сумму отдель­ных компонентов, а как систему, т.е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Способ их связи называется структурой.

Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.

Одно из значений понятия «система» - это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Однако образовательный процесс – это не только и не столько сумма или набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность педагога в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся. Этот процесс не только управляется, но и самоуправляется. Такая система обязательно обладает свойством целостности, и добавление или изъятие компонентов преобразует её уже в иную, новую систему, а иногда и разрушают её.

Структура системы определяется элементами (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам. Обращают на себя внимание следующие значимые признаки систем.

1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Место каждого определено его функциями. Рассматривая этот признак в образовательном процессе, мы выделяем в качестве компонентов людей, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т. д.

Следует отметить, что:

2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муни- ципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является ин- новационность, т. е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы об­разования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).

3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. При­рода связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, об­мен деятельностью (например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т. д. Различные сис­темы отличаются друг от друга природой связей между компонен­тами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).

Приведем еще одно определение понятия «система», позволя­ющее существенно дополнить выделенные выше свойства (при­знаки) систем: система — это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой.

В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д. И. Менделеева), социальными (семья, коллектив ра­ботников, студенческая группа и т. д.). Управление как системный объект относится к социальным системам.

В настоящее время одним из видов социальных систем счита­ются педагогические системы, представляющие множество взаи­мосвязанных структурных и функциональных компонентов, под­чиненных целям образования, воспитания и обучения. Тер­мины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культу­ры другим людям.

Итак, педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система

Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.