logo
Педагогика

Понятие «принцип в воспитании»

Целенаправленная организация сложного и многогранного воспитательного процесса не возможна без единых, общих принципов, которые составляют его основу. Под принципами воспитательного процесса в педагогике понимают основания, исходные положения, которые определяют его главное направление и систему: содержание, методы, организацию, отношения, которые складываются между его участниками. Принципы воспитания обеспечивают решение важнейших задач воспитания. Руководствуясь ими, педагог определяет содержание и средства, необходимые для решения конкретной задачи воспитания, создает необходимые условия для формирования педагогически целесообразных отношений с воспитанниками. Принципы воспитания способствуют объективной оценке результатов воспитательного процесса.

Категорию принципов воспитания в педагогической науке нельзя считать окончательно определенной. Общий методологический подход, используемый учеными при решении вопроса о принципах воспитательного процесса, не показывает его специфики и особенностей. Принципы процесса воспитания – это категория, отражающая закономерности, цели, особенности воспитания.

Система принципов воспитания складывалась под влиянием парадигмы воспитания, отражала ее основные положения и установки. Она нашла отражение в классических теориях воспитания - во взглядах Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского Они выделяли такие принципы, как природосообразность, народность, демократизм, трудолюбие. Само понятие «принципы воспитания» вошло в научно-педагогический оборот только в XX веке. Большое влияние на мировую педагогику, в том числе на русскую и советскую, на поиски путей гуманистического воспитания оказали теоретики педоцентризма, свободного воспитания Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Вальдорфской педагогики Р. Штайнера. К.Н. Вентцель. В первых учебниках педагогики советского периода (П.П. Блонского и А.П. Пинкевича) данное понятие также не употреблялось, а исходные положения процесса воспитания в них не рассматривались. Только в 30-40-е годы в связи с раскрытием основных требований к процессу нравственного воспитания и условий повышения его эффективности в учебных пособиях по педагогике под редакцией И.А. Каирова и П.Н. Груздева были сформулированы следующие общеметодические требования: единство воспитания и обучения; единство педагогических воздействий; последовательность; индивидуальный подход к учащимся. Исходные положения процесса воспитания нашли свое отражение в трудах таких известных педагогов как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.

В начале 50-х годов в учебной литературе по педагогике раскрывались основные принципы воспитания, однако сфера их применения ограничивалась нравственным воспитанием. Данная тенденция сохранялась и позже, хотя в философско-педагогической литературе 60-х годов остро стоял вопрос о необходимости разработки единых принципов воспитания как результата обобщения передовой практики воспитания. В числе основных принципов воспитания были выделены следующие: коммунистическая целеустремленность; связь воспитания с жизнью, практикой коммунистического строительства, трудом; воспитание личности в коллективе; требовательность и уважение к личности ученика; опора в воспитании и обучении на положительные черты личности ученика; последовательность и преемственность педагогических воздействий; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

В учебных пособиях по педагогике 70-х годов, были раскрыты и обоснованы основные принципы воспитания, которые распространялись на все виды воспитательной деятельности: коммунистическая идейность, целеустремленность; связь воспитания с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства, воспитание личности в коллективе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; воспитание с опорой на положительное; соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника; индивидуальный подход .

Система принципов воспитания в отечественной педагогике сложилась к 80 годам XX века. В числе их - комплексный подход к воспитанию; систематичность, последовательность, непрерывность воспитания; воспитание в активной деятельности; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы воспитанников.

Большое влияние на гуманистическую направленность принципов воспитания оказали в 80-е года педагоги-новаторы, которые призывали к развитию творческих способностей, инициативы, интересов учащихся в процессе воспитания и обучения. Их позиция получила название методическая система «педагогика сотрудничества».

Укреплению основных положений гуманного воспитания в конце XX века за рубежом способствовали идеи американского психолога и педагога К. Роджерса: принятие ребенка, безусловная любовь, эмпатия, психолого-педагогическая поддержка, которые в конце ХХ – начале XXI века получили мировое признание.