Понятие системы образования
Главной целью системы образования является удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности, творческих способностей, формирование системы жизненных ценностей, повышение на этой основе интеллектуального, культурного, социального и экономического потенциала страны. В систему образования Российской Федерации, согласно Закону «Об образовании», в совокупности входят следующие взаимодействующие компоненты:
сеть образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и видов решающих задачи образования на разных уровнях и ступенях;
преемственно связанные между собой образовательные программы и образовательные стандарты, реализацию которых обеспечивает сеть образовательных учреждений;
органы управления образованием.
Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, обеспечивающее воспитание и обучение учащихся (воспитанников). К образовательным учреждениям относятся:
дошкольные;
общеобразовательные;
учреждения профессионального образования;
учреждения дополнительного образования;
учреждения дополнительного образования взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др.
Образовательная программа представляет собой документ, определяющий и закрепляющий необходимое содержание образования определенного уровня и его направленность (например, общеобразовательное, начальное и др.). Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения. Следует особо отметить преемственность в образовательных программах разных уровней. Это обеспечивает единство, целостность и непрерывность образования.
Единый государственный образовательный стандарт представляет собой, во-первых, основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования; во-вторых, основной нормативный документ, определяющий цели и задачи предметного образования; представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся и конечные результаты образования по учебному предмету. Являясь основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, государственные образовательные стандарты устанавливаются федеральным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет; включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты.
К органам управления образованием относятся органы управления на трех уровнях: федеральном, субъектном и местном (муниципальном). На федеральном уровне это центральные государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации); федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности). На субъектном уровне функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ. Так, в субъектах РФ созданы различные органы управления образованием: например, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ставропольского края, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. На муниципальном уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
Раскрывая понятие системы образования, необходимо упомянуть и другие ее элементы, без которых эта система не может функционировать. Система образования работает благодаря участникам образовательного процесса. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Для функционирования системы образования необходимы и методические системы, т.е. совокупность наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, разработанная и обоснованная педагогами в соответствии с целями образования, накопленным передовым опытом, нормативными требованиями к обучающей деятельности преподавателей.
Поскольку в управлении образовательными учреждениями реализуется государственно-общественные модели управления, важную роль играют учредители такого учреждения. Учредителями государственного образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления (для муниципальных образовательных учреждений). В качестве учредителей других типов образовательных учреждений могут выступать отечественные и иностранные общественные организации, религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, различные фонды и объединения, союзы и ассоциации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Современная система образования Российской Федерации представляет собой систему последовательных уровней, что отражает непрерывный характер образования. Она объединяет дошкольное, общее (или среднее, школьное), среднее специальное (или среднее профессиональное), высшее, послевузовское образование. В систему образования также включается дополнительное образование и дополнительное образование взрослых. На каждом из уровней функционируют государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения; образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными.
Уровневый характер имеет система профессионального образования.
Первый уровень представляет начальное профессиональное образование со сроком обучения до одного года; второй — среднее профессиональное или среднее специальное со сроком обучения до двух лет; третий уровень — высшее профессиональное образование (срок обучения пять-шесть лет); четвертый уровень – послевузовское образование (дополнительное профессиональное обучение сроком до трех лет).
В современной системе образования РФ, ориентированной на тенденции развития мировой системы образования и согласованной с принципами Болонской декларации, иерархические уровневые отношения выдерживаются в высшем профессиональном образовании (Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", 1996). Это проявляется в его многоуровневой структуре. Первая ступень со сроком обучения не менее четырех лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей второй ступени. Вторая ступень высшего образования позволяет приобрести степень магистра наук по направлению. Квалификация по специальности (специалист) может быть получена в системе подготовки без получения степени бакалавра.
Рассмотрим основные типы образовательных учреждений.
Дошкольное образование создано в помощь семье в воспитании и развитии детей раннего (от двух месяцев до трех лет) и дошкольного (от трех до шести-семи лет) возрастов, их подготовке к жизни и учебе в школе в тесном взаимодействии с семьей. К дошкольным образовательным учреждениям относятся ясли, ясли-сад, детский сад, начальная школа - детский сад, центр развития ребенка, т.е. детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. В последнее время активно развиваются такие дошкольные учреждения, как прогимназии- с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.). Для детей с ослабленным здоровьем работают детские сады с приоритетным оздоровительным направлением. Часто детский сад представляет собой учреждение комбинированного вида, в состав которого входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Российское дошкольное образование и его учреждения решают достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка. Раннее детство как качественно важный происходящими психофизиологическими изменениями этап жизни человека и условия детского сада, где ребенок проводит значительную часть дня (от 10,5 до 14 часов) и где сокращены внешние социальные воздействия, благоприятны для эффективности организуемого педагогического процесса. Поэтому дошкольные учреждения играют важную роль в становлении и развитии личности. Основные цели дошкольного учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
Задачами педагогического процесса в дошкольном учреждении являются развитие любознательности у воспитанника как основы развития познавательных способностей обучающегося; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника; развитие коммуникативных навыков, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками; обучение основам грамоты и развитие речевых способностей детей; формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста детей виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. В свободное от занятий время деятельность детей организуется с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, прогулки и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
В современной науке в связи с достаточно большой специфичностью возрастных различий отдельных периодов детства и их ролью в жизни человека выделяются два направления в дошкольной педагогике: ясельная педагогика и собственно дошкольная.
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации.
Общеобразовательная школа - наиболее массовый вид образовательных учреждений. Основными задачами общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация учащихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни.
К числу общеобразовательных учреждений относятся общеобразовательная школа (начальная; основная; полная средняя); средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия (помимо основной общеобразовательной подготовки, обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); лицей (обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования). Общее образование осуществляется также в школах–интернатах, в которых учащиеся не только обучаются, но и живут, находясь на частичном или полном государственном обеспечении, в вечерних (сменных) школах, где занятия для работающих учеников проводятся по вечерам, т.е. в свободное от работы время.
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 - 6 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Таким образом, срок обучения в общеобразовательной школе в современной школьной системе составляет 11-12 лет. Период обучения увеличился по сравнению с обучением в советской школе. Такое изменение связано, прежде всего, с тем, что объем современного содержания образования значительно возрос, как того требует уровень развития науки и цивилизации, и на его освоение требуется уже большее время - 11 - 12 лет.
Разнообразны формы освоения образовательных программ: обучение осуществляется в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната. В общеобразовательном учреждении учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с примерным типовым учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется школой также самостоятельно. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
В начальной школе учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, навыками умственного труда, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
В основной школе закладывается прочный фундамент общеобразовательной подготовки. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности, для развития ее склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основная школа является обязательной. Обязательное освоение предметов охватывает 75—80% учебного времени. Для более глубокого усвоения основ наук вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.
Выпускники основной школы могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведения различного профиля. При необходимости, если выпускник основной школы вынужден работать, он получает полное образование в вечерних (сменных, заочных) средних общеобразовательных школах. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
В старшей школе проводится профильное обучение и происходит профессионализация образования с тем расчетом, что любой окончивший школу ученик, не продолживший сразу свое образование в вузе, может поступать на работу, уже имея какую-то специальность. В соответствии с интересами и возможностями учеников, в дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исследование проблем общего образования занимается педагогика школы как самостоятельное направление современных педагогических исследований. Школа, являясь центральным звеном системы образования, выступает основным объектом всех общепедагогических изысканий.
Профессиональное образование, как отмечалось выше, носит уровневый характер; выделяются начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование.
Начальное и среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков (по более чем 280 специальностям). Оно решает задачу подготовки квалифицированных рабочих кадров на базовом уровне специальностей. Содержание образования в них предполагает сочетание общего основного или полного образования и формирование профессиональных знаний, навыков, умений и практической подготовки по выбранной специальности. Воспитательные задачи состоят в формировании личности работника.
Начальное профессиональное образование реализуется в учебных заведениях со сроком обучения до одного года: учебно-производственный центр, профессиональный лицей, профессионально-техническое училище и др. Оно имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное или среднее специальное осуществляется в учебных заведениях со сроком обучения до двух лет: техникумы, колледжи, специальные технические школы или на первой ступени вуза.
Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж осуществляет профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, как правило, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Их деятельность исследуется профессионально-технической (профессиональной) педагогикой. Проблемы профессиональной педагогики не сводятся к вопросам определения содержания и организации профессионально-технического образования, а охватывают задачи повышения квалификации специалистов любого уровня, проблемы работы с персоналом, расширения профессиональной подготовки не только в образовательных учреждениях, но и на реальных производствах, в государственных и частных предприятиях.
Высшее профессиональнее образование ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, педагогических и научных работников и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно ставит целью удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, завершает подготовку человека к самостоятельной творческой деятельности, при этом оно является личностно и общественно значимым. Это означает, что, с одной стороны, образовательная система помогает человеку в профессиональном совершенствовании, с другой стороны, полученные знания и профессиональная подготовка обеспечивают человеку достойную жизнь.
Высшее профессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах (гуманитарных, технических, медицинских и др.), консерваториях.
Степень «бакалавр» в системе высшего профессионального образования достигается в процессе обучения по основным образовательным программам вузов в течение не менее четырех лет. Образовательные программы, ведущие к квалификации "специалист" и "магистр", могут реализовываться как по ступеням, так и непрерывно, причем минимальный срок освоения первой из них составит пять лет, а второй — шесть. Различия между ними заключаются в том, что программа подготовки специалистов более практикоориентированная, а в программе подготовки магистров акцент делается на научно-педагогический вид деятельности выпускника вуза. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
В современных вузах модернизация системы образования особенно заметна в связи с влиянием Болонского процесса (название связано с Конференцией «Зона европейского высшего образования», прошедшей в Италии, в Болонье, 19 июня 1999 года, на которой было принято Совместное заявление министров образования 29 стран). Именно стремление придать высшему образованию общеевропейский характер и тем самым обеспечить международную конкурентоспособность выпускников российских вузов при трудоустройстве обусловило принятие требований общеевропейского сотрудничества в высшем образовании:
- ввести сопоставимую с европейской двухступенчатую (двухуровневую) систему подготовки с первым циклом не менее трех лет;
- внедрить систему кредитов (зачетных единиц);
- содействовать академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей, административного персонала, т. е. всех участников образовательного процесса;
- содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
- содействовать необходимым общеевропейским воззрениям в высшем образовании.
Проблемы и развитие высшего профессионального образования исследует педагогика высшей школы.
Послевузовское профессиональное образование является следующей ступенью повышения профессиональной квалификации и в целом ступенью непрерывного образования. Оно реализуется через систему повышения квалификации и переподготовки кадров (институты и факультеты повышения квалификации), а для подготовки научных работников представлено аспирантурой и докторантурой. Право осваивать программы данного уровня могут лица, имеющие квалификацию специалиста или магистра. Срок обучения в очной аспирантуре три года. По окончании выпускник обязан представить квалификационную научную работу - диссертацию. Защитившие диссертацию получают ученую степень кандидата наук.
Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Принято рассматривать дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Учреждения дополнительного образования детей включают воспитанников в художественную, техническую, спортивную деятельность, что способствует их гармоничному развитию, поддержке их одаренности и разнообразных творческих способностей.
К числу учреждений дополнительного образования (для детей) относятся музыкальные, художественные, хореографические школы; центры (творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, эстетического воспитания детей, детские оздоровительно-образовательные центры и т.д.); дворцы детского творчества (творчества детей и молодежи, спорта для детей и юношества, художественного творчества детей и т.д.); дома (детского творчества учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, технического творчества, юношеского туризма и экскурсий и др.); клубы (юных моряков, авиаторов, автомобилистов, юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий и т.д.); детские студии (по различным видам искусств); станции юных техников, натуралистов, метеорологов; детские оздоровительно-образовательные лагеря. Как показывает практика, в них дети занимаются параллельно с обучением в общеобразовательной школе. Большую популярность у учащейся молодежи приобретают дополнительные курсы: курсы иностранных языков, курсы информатики, курсы общественно-политических наук и т.д.
Задачей дополнительного образования взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К таким образовательным учреждениям относятся институты и факультеты повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации.
В системе образования РФ выделяются учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома. Государственные воспитательные учреждения решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей от трех до семи лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от семи до восемнадцати лет).
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы для слабовидящих, глухих воспитанников, а также для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Такие школы обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию воспитанников в общество. В специальных школах коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам.
Реабилитация здоровья детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах (для детей с 7 до 14 лет). Процесс образования строится с учетом двух важных положений: необходимости обучения по программам общеобразовательной школы и использования учебного процесса с оздоровительной целью.
Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление в них осуществляется по решению суда.
Система образования РФ характеризуется целостностью, стройностью, преемственностью всех уровней, при этом обладает вариативностью форм получения образования при сохранении единства его содержания. Все это позволяет гражданам полностью реализовать потребности в качественном образовании.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: