logo
Педагогика

Внеурочные формы организации учебных занятий

Классно-урочная система обучения включает в себя, наряду с уроком, комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, факультативные занятия, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная работа, лабораторное или даже практическое задание в мастерских), то это будет недифференцированной индивидуальной работой фронтального характера, а когда класс в целом или каждая группа в отдельности коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, то здесь выступает коллективная, фронтальная или групповая работа. Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является и то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы или соглашаться с ним, аргументировать свои доказательства, дополнять чужие, составлять конспекты и библиографию, работать с источниками, организовывать рабочее место, планировать свои действия, укладываться в отведенное время и т.д. При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых – в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления развитием личности.

Охарактеризуем некоторые из названных форм организации обучения.

Экскурсия – форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники). В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают вводные (при изучении нового материала); итоговые (при закреплении изученного); производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие. Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов. Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40-50 минут до 2-2,5 часов. По материалам экскурсии возможно проведение последующего урока.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большое использование наглядности, в других – словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения каких-либо предметов с некоторыми учащимися проводятся занятия, где решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, индивидуальных их форм. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов, организация экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников). Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, передовики производства, участники войны, ветераны труда.

Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. Ученые выделяют следующие дидактические условия успешности домашней работы: наличие навыков самостоятельной работы у учащихся, педагогическое руководство и контроль над выполнением домашних заданий. Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

Производственная практика – форма организации учебного процесса, обеспечивающая учащимся возможность получения профессиональных знаний, умений и навыков непосредственно на производстве. В старших классах она проводится в учебно-производственных комбинатах, ученических цехах, ученических производственных бригадах, школьных лесничествах и др. В современных условиях рыночной экономики возникли новые формы трудовой подготовки школьников: учебно-производственные объединения, школьные заводы, производственные бригады, работающие на хозрасчете, арендном подряде, животноводческие комплексы и фермы, школьные магазины и др. Они позволяют вовлекать учащихся в оплачиваемый труд и углублять полученные знания, умения и навыки, а также воспитывать изобретательность, деловитость, предприимчивость.

Предметные кружки и другие подобные им организационные формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества. Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверхпрограммного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют, координируют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады, встречи школьников с творческой интеллигенцией, художественные и технические выставки, стимулируют литературное творчество учащихся, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Они проводятся на разных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей, а также с учетом общественных потребностей и возможностей школы. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких курсов как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, этнографии, информационных технологий, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. Факультативные занятия и занятия по выбору проводятся в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Различные формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

Вопросы и задания:

  1. Что понимается под организационной формой обучения?

  2. Какие основные формы организации обучения сложились в истории его развития? Охарактеризуйте их особенности.

  3. Почему урок называют основной формой обучения?

  4. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами?

  5. От каких факторов зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

  6. Назовите основные требования к современному уроку.

  7. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?

  8. В чем состоит назначение форм внеклассной учебной работы?

  9. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?

  10. Какими особенностями характеризуется кружковая работа, факультативные занятия?

Литература для самостоятельной работы:

  1. Педагогика. Лекции для студентов: учебное пособие в 2 частях. Часть2 / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.

  2. Педагогика. Лекции для студентов. Ч. 1. – Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.