1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
В Российской Федерации воспитание детей является всенародным делом. Государство, школа, семья, общественность и трудовые организации объединяют усилия в деле воспитания подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В их числе – гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Содержание образования и воспитания реализуется воспитательными учреждениями и семьей. Перед образовательными учреждениями ставятся задачи обеспечить свободное развитие, самоопределение личности, создать условия для ее самовыражения, самореализации, формировать человека-гражданина высокой культуры, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Первоначальные основы всестороннего развития закладываются в семье. Родители являются первыми и незаменимыми воспитателями детей. Это их гражданский и общественный долг. В статье 38-й Конституции Российской Федерации сформулировано: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Статья 18-я «Закона об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». Семья, наряду с государством и обществом, определяет сущность и основные направления духовного, физического и эмоционального развития личности.
Учебные заведения осуществляют воспитание разносторонней, духовно развитой, интеллектуальной, нравственно убежденной личности, руководствующейся в своей деятельности общечеловеческими принципами. Школа способствует удовлетворению социально-культурных запросов, воспитанию в духе уважения к другим нациям, выработке гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству. Воспитание подрастающего поколения не ограничивается школой. Семья призвана осуществлять воспитание молодежи в интересах общества, государства, своего народа. Воспитание детей в семье направлено на формирование человека как свободной, высоконравственной и ответственной личности.
Согласованность усилий семьи, школы, координация действий общественных институтов представляют одно из важнейших условий коренного улучшения воспитательной работы с учащимися. Семья, школа, внешкольные учреждения, шефствующие и базовые предприятия, трудовые коллективы, спонсоры, инспекции по делам несовершеннолетних при отделениях милиции, театры, кино, клубы, творческие союзы и общества, другие общественные организации занимаются воспитанием подрастающего поколения. Основная цель привлечения социальных институтов к воспитательной работе с учащейся молодежью заключается в том, чтобы сделать их помощниками семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности.
При определении содержания и организационных форм работы школа учитывает реалии современной социальной среды, т.е. материальные, культурно-исторические условия общества, семейные идеалы, национальные традиции, уровень образованности и воспитанности людей. Школа воспитывает юную смену в условиях, когда граждане имеют право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Подрастающее поколение в школе не только учится жить, но и полноценно участвует в жизни. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых, обеспечение полноценности сегодняшней жизни учеников на каждом из возрастных этапов (детство, отрочество, юность) – важнейшая особенность и основное средство воспитания. В коллективно-творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, общественности и родителей, представителей трудовых объединений реализуются задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие ценности.
Интеграция воспитательных возможностей школы, семьи, общественности, трудовых коллективов подразумевает единство целей, задач и согласованное педагогических воздействий на учащихся. Школа отвечает перед органами народного образования, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, за здоровье учащихся, качественное усвоение ими учебного материала. Но экономические трудности, рост цен, инфляция, остановка заводов, фабрик, убыточность сельского хозяйства вносят свои коррективы в деятельность школ – разрушают сложившиеся взаимоотношения учебных заведений, общественности, трудовых коллективов. Спад производства не только дестабилизирует материально-техническую базу промышленности, но и снижает педагогические возможности трудящихся в воспитании подрастающего поколения.
Закон об образовании в России предусматривает разнообразные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности (посещение общеобразовательной школы, учеба без отрыва от производства, семейное образование, самообразование, экстернат). Допускается сочетание различных форм получения образования с учетом государственного образовательного стандарта. Все это свидетельствует о единстве воспитательных и образовательных целей и задач школы, семьи, общества.
Однако следует отметить, что в государственной политике в области образования и в законотворческой деятельности государственных органов не в полной мере реализуются следующие основополагающие принципы:
-
приоритетность интересов детей, обеспечение государством их особой защиты;
-
признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей;
-
признание права ребенка на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, могут причинить вред их нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.
В полном объеме не обеспечена реализация законодательных актов Российской Федерации, направленных на поддержку и социальную защиту семьи, материнства и детства. На законодательном уровне не предусмотрены правовые гарантии и конкретные формы реализации прав родителей как участников образовательного процесса, в том числе и права на осуществление контроля за содержанием и качеством образования своих детей. Недостаточно внимание органов исполнительной и законодательной власти к формированию государственной политики в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, к необходимости защиты историко-культурного и нравственно-этического наследия нашего народа, более широкому использованию этого наследия в процессе воспитания детей, сохранения и укрепления физического и духовного здоровья нации. Отсутствуют законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: