Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
Проблема личности является предметом изучения различных наук: философии, политологии, антропологии, истории, языкознания, психологии, педагогики и др. Педагогическая наука изучает наиболее эффективные условия гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Возникает вопрос – что представляет собой личность, как предмет педагогической науки и практики?
В качестве базового понятия для определения личности как педагогического явления правомерно использовать определение А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, опубликованное в «Российской педагогической энциклопедии». Авторы трактуют понятие личности как – «…человек, участник историко-эволюционного процесса…, обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя».
Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяется многогранность данного феномена, его преемственность с базовыми понятиями: индивид, человек, индивидуальность, субъект.
Индивид (individuum) – это родовое бытие человека. В настоящее время педагогика опирается на философию антропоцентризма, в основе которой лежит антропологический подход. Он рассматривает человека как единичное природное существо, как отдельного представителя человеческой общности.
Антропологическая характеристика человека свидетельствует о наличии индивидных качеств, которые выступают базовыми для развития личности. Индивидные качества человека общие для вида «Homo Sapiens»: физическая конституция, способность к прямохождению, наличие высокоразвитого мозга и нервно-психической организации, способность к восприятию и отражению окружающего мира.
Классификация индивидных свойств наиболее емко описана Б.Г. Ананьевым. Индивидные свойства подразделяются на два класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. К числу возрастно-половых свойств относятся возраст и фаза жизни, половые (гендерные) характеристики. К числу индивидуально-типических свойств относятся конституционные (рост, расовые и физические признаки) и нейродинамические свойства нервной системы (сила возбуждения и торможения, пластичность и лабильность нервных процессов и т.д.).
Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, это субъект и продукт общественно-исторического развития и собственной деятельности. Он неразрывно связан с природой и социальной средой, в которых живет и без которых не может существовать. Человек является социально-биологическим существом, сочетающим в себе физические и психические характеристики, природные и социальные качества, наследственные и приобретенные свойства. Только человек способен стать личностью. В природе имели место случаи, когда человеческий детеныш попадал в раннем возрасте к животным. Однако, личностью эти дети не могли стать: они приобретали черты члена стаи. Факты воспитания стаей животных человеческих детей отражены в сказке Редьяра Киплинга «Маугли». Пребывание в среде животных позволяло человеческому существу выжить, стать частью природы, развиться физически. Однако Маугли не стал личностью. Чтобы стать личностью ребенку необходимо человеческое окружение.
В качестве отправной идеи для научного понимания природы личности можно принять идею А.Н. Леонтьева, высказанную в работе «Деятельность. Сознание Личность». Он писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается человеком в обществе…». Личность - это системное качество и носителем этого качества является телесный индивид со всеми врожденными и приобретенными свойствами. Личность – это особое качество, которое характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений. Понятие личности обозначает особый способ существования человека как представителя социальной группы, как члена общества и общественных отношений.
В житейской практике достаточно часто обращаются к понятию личности: «Давайте не переходить на личности!», «Это не личность!».
Понятие «личность» произошло от латинского «persona»: маска, личина. В античном театре актер надевал ту маску, которая отображала характер персонажа. В Древнем Риме личность отождествлялась с персоной, а персона означала «лицо перед зеркалом». В русском языке слово «личность» долгое время носило уничижительную характеристику. В Академическом словаре 1847 года записано: «…личность – это колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление…».
А.С.Пушкин писал:
«Иная брань, конечно, неприличность.
Нельзя писать: такой-то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все это будет личность…»
Филологи отмечают, что в русском языке наряду с негативным смыслом, параллельно развивалось позитивное значение этой категории. А. Радищев писал: «Ведаешь ли от чего зависит твоя личность, что ты есть?...».
Философское толкование понятия личности характеризует ее как «совокупность общественных отношений». «Сущность личности составляют не ее борода, не ее кровь, а ее социальные качества. Сущность личности - есть совокупность общественных отношений», - писали в середине XIX века немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.
Индивид и личность – понятия не тождественные. Если индивид – это представитель вида с набором физиологических, физических и генотипических свойств, то личность – это набор социальных свойств человека. Личность – это субъект, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре.
В науке принято выделять три аспекта рассмотрения личности:
Первый аспект рассматривает личность как свойство индивидуальной жизни субъекта и характеризует ее отличие от других людей.
Второй аспект позволяет рассматривать межличностные связи и отношения личности. Группа или коллектив рассматриваются как носители личностных качеств каждого члена коллектива.
Третий аспект изучает «вклады» личности в других людей, влияние личности на других.
Близко к понятию личности понятие индивидуальности.
Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии его физических, физиологических, социально-психологических, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единично-неповторимых свойств. Любая индивидуальность выступает как нечто единичное, как совокупность физических, физиологических и социальных качеств. Она представляет собой целостность, неделимость, самобытность, бесконечность. Л.Фейербах писал: «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность. С головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо».
Индивидуальность нельзя отождествлять с личностью, но нельзя и отрывать от личности. Предпосылками формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике потребностей, интересов, способностей, интеллекта, образа жизни и мировоззрения индивида. Благодаря собственной индивидуальности человек приобретает самобытность. Его личность становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни. Индивидуальность – это особая форма бытия человека в обществе. Индивидуальность – это человек как субъект и автор своей собственной жизни во всей ее полноте.
В настоящее время в педагогической науке и практике широко обсуждается понятие субъекта. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Личность как субъект деятельности способна превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, осуществлять саморазвитие, включаясь в разные виды деятельности: труд, познание, общение, игру и др. Достижение определенного уровня субъектности предполагает овладение разными видами деятельности, совершенствование собственных нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о диалектическом единстве таких качеств человека как индивид, индивидуальность, личность, субъектность. Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства и телесное бытие. Личность – человек как представитель общества, аккумулировавший в себе совокупность общественных отношений, определяющий свою позицию в мире культуры и в мире других людей. Индивидуальность – человек как самобытная, универсальная личность, реализующая себя в творческой деятельности и программирующая собственное бытие. Субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности, осознающий свое бытие, наделенный нравственным, этическим, эстетическим, интеллектуальным опытом жизнедеятельности в мире культуры и в мире других людей.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: