1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления социальных институтов, в том числе и образования. Повысился спрос на социально-активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Новые подходы к образованию исходят из гуманистической парадигмы, предполагающей обеспечение возможности выбора и самоопределения каждому участнику воспитательного процесса, развитие субъект-субъектных взаимоотношений учителя и учащихся, воспитателя и воспитанников. Очевидно, что такое образование может осуществлять творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности (Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования /Педагогика. - №1, 2006, с.60-66).
В основе профессионально-личностного становления учителя - его базовая профессиональная подготовка (компетентность, профессиональный образ мышления), опыт педагогической деятельности (педагогическое мастерство, интуиция, педагогический такт, этика), личностные качества (любовь к детям, эмпатия).
Целью профессиональной подготовки педагога является выработка определенных знаний, умений и навыков, общекультурное развитие, формирование личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественное новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
В современной педагогической науке требования к профессиональной деятельности, мастерству учителя раскрываются с позиций компетентностного подхода к подготовке специалиста. Компетентность – это мера соответствия знаний, умения и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем (Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2005, с. 237).
Как показывает зарубежный опыт, компетентностный подход к подготовке специалистов позволяет эффективно формировать не только знания, умения и навыки, но и мастерство, личностную позицию. Все это в совокупности является комплексной характеристикой способностей специалиста. Интеграция России в мировое образовательной пространство обусловливает необходимость согласования требований к квалификационной характеристике отечественного специалиста с международными образовательными и профессиональными стандартами, в которых уровень квалификации оценивается в категориях «компетенция» и «компетентность».
В отличие от компетенции, которая представляет заранее заданную цель и социальный заказ на специалиста, компетентность профессионала - мастера - это уже принятые и освоенные человеком ценности. Личностные качества являются синтезом ценностно-смысловых установок или отношений, знаний, умений, навыков, способностей. Следовательно, компетентность – это практическая реализация компетенции, это результат освоения специалистом компетенций и измеряемая характеристика его квалификации. В нормативных документах Министерства образования Российской Федерации выделено три основных блока компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профильно-специализированные.
Составляющими профессиональной компетентности учителя являются универсальные (ключевые), общепрофессиональные или базовые, профильно-специализированные специальные компетенции. Универсальные компетенции включают социально-правовую, личностную, общекультурную, информационную и языковую осведомленность. К общепрофессиональным компетенциям учителя относят педагогическую и психологическую эрудицию, владение основами педагогической культуры, самокритичность, ответственность, гуманное отношение к учащимся, интеллигентность. Кроме названных компетенций в эту группу также входят умение выявлять психическое состояние и прогнозировать возможные варианты развития личности учащегося, владение способами педагогического общения, способность и стремление самостоятельно приобретать психолого-педагогическое знание из различных источников, в том числе, использовать современные информационные технологии; способность к проектированию и реализации образовательного процесса на основе сотрудничества с учащимися. В профессиональной деятельности учителя важное значение имеет сформированность таких общепрофессиональных компетенций, как умение осуществлять педагогическое диагностирование. Важное значение имеет направленность личности учителя на педагогическое творчество и инновации, готовность к психолого-педагогической исследовательской деятельности, умение анализировать и обрабатывать результаты образовательного процесса, готовность представлять итоги своей работы в виде научных и педагогических публикаций. В совокупности общепрофессиональные компетенции очерчивают круг взаимосвязанных знаний, умений, навыков, отношений, ориентаций и творческого опыта учителя, необходимых для должного решения профессиональных задач на теоретико-методологическом уровне. Профильно-специализированные компетенции отражают квалификационные требования к конкретной специальности. Важными профильно-специализированными компетенциями воспитателя-организатора являются способность критически оценивать используемые в преподавании формы и методы воспитательной работы, владение современными информационными и интерактивными технологиями воспитания, умение варьировать готовыми методиками, дополняя их и внося авторские коррективы; владение технологией создания авторских программ и разработки системы способов и приемов воспитания; умение отражать в содержании образования и в учебно-воспитательном процессе диалог культур. В целом, профильно-специализированные компетенции отражают особенности профессиональной деятельности в конкретной области на соответствующем квалификационном уровне, на уровне педагогического мастерства.
Специфика профессионально-педагогического образа мира обнаруживается в наличии у учителя системы смыслов, воплощающих в себе результаты предшествующего развития педагогики. Он динамичен, не является застывшим, выступает в качестве интегратора взаимодействия педагога с действительностью. Профессиональный образ мира невозможно сформировать. Он не может быть «задан», так как глубоко индивидуален. Он эмоционально наполнен, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему. Построение педагогической деятельности на основе профессионального образа мира не должно замыкаться на учебном предмете. Ее основной направленностью является взаимодействие участников образовательного процесса.
Профессиональный образ мира включает в себя следующие составляющие:
1. Аксиология (ценностные смыслы образования). Ценности - это переживаемые человеком отношения к миру, другим людям, самому себе. Индивидуальная система ценностей создается и реализуется в опыте взаимодействия с окружающими людьми, исходя из культурологической парадигмы образования, где ценностью становится не сам факт передачи знаний, а понимание того, какую роль они играют в жизни воспитателя и воспитуемых.
2. Отнология (представление о взаимодействии «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник»). В педагогическом процессе, основанном на гуманистических принципах, ключевым является взаимодействие его участников. В этом контексте образование можно представить как встречу обращающихся друг к другу поколений, в которой культура оживает, обновляется и длится от века к веку.
Онтология профессионально-педагогической деятельности представляет собой систему смысловых координат профессионального образа мира, позволяющих педагогу видеть в другом участнике педагогического процесса человека, открытого в своих возможностях, самостоятельного и творческого.
Становление собственного профессионального образа мира есть фундаментальное условие подлинного образования педагога, его педагогической деятельности (Фроловская М.Н. Профессиональный образ мира как осознание деятельности педагога /Педагогика. - №6. - 2007, с. 60-63).
Понятие «педагогическое мастерство» исследователи определяют как выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике, как глубокое владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов. Педагогическим мастерством Л.И. Рувинский называет сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства воспитанием и обучением, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу педагогической реальности. Под педагогическим мастерством И.А. Зязюн понимает комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. В целом же, педагогическое мастерство выражается в высоком уровне овладения профессиональной деятельностью на основе глубоких общих и специальных знаний, практического опыта работы и профессионально значимых личностных качеств. В педагогическом мастерстве находят выражение индивидуальность учителя, его принципиальная позиция и индивидуальный стиль деятельности.
Анализ публикаций Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Е.В.Бондаревской, И.А.Зязюна, В.А.Сластенина и др. позволяет выделить три основных стадии становления педагогического мастерства.
Первая стадия – это осмысление сущности профессиональной деятельности, формирование профессиональной Я-концепции. У учителя складывается система представлений о себе как педагоге, он определяет пути творческого саморазвития и совершенствования профессиональной деятельности.
Вторая стадия – это стадия деятельности. Учитель осваивает различные технологии, внедряет в педагогический процесс разнообразные методы и приемы, передовой педагогический опыт на основе изучения научно-методической литературы.
Третья стадия - творческая инновационная деятельность. На этом этапе профессионального развития учитель осуществляет переход от алгоритмичных, стереотипных форм и методов обучения и воспитания к новым, совершенным, повышающим качество педагогического процесса. Он создает оригинальные дидактические и воспитательные программы и методические пособия, авторские педагогические концепции и технологии.
Определить, насколько эффективно учитель владеет педагогическим мастерством, позволяют результаты его деятельности. Основными критериями педагогического мастерства учителя являются следующие:
- осуществление педагогического процесса с гуманистических позиций (уважение личности учащегося, вера в его творческие силы и способности, создание условий для самореализации и саморазвития личности);
- постоянная и систематическая работа по освоению аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов педагогической культуры;
- высокий уровень знаний и развития школьников их воспитанности;
- продуктивное сотрудничество с родителями и социальными партнерами в решении задач воспитания, с авторами дидактических и воспитательных технологий.
Педагогическое мастерство приносит моральную удовлетворенность учителю, является стимулом движения к новым вершинам профессиональной деятельности.
Государство и общество предъявляют высокие требования к нравственному облику, теоретической и практической подготовке учителя. Это обусловлено ответственной миссией педагога в обществе, которая заключается в создании условий для становления личности, формирования ее гуманных качеств. Учитель может успешно осуществлять профессиональную деятельность при условии, если он соответствует требованиям, предъявляемым ему профессией.
Важной составляющей профессионально-личностного становления учителя является педагогическая этика, или деонтология (от греческого deon - долг, logos - учение) - наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
Педагогическая этика - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о различных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом изучения педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М., 2005, с. 396).
Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями и коллегами (Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева. М.: Академия, 2002, с.114).
Спектр этических качеств, проявляющихся в общении педагога с воспитанниками, многообразен. Воспитанники ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и др.
Среди категорий педагогической этики Н.В. Кислинская, Н.Н.Никитина выделяют профессиональную честь педагога, совесть и справедливость, предписывающую нормативные требования к его поведению и побуждающую в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. Педагогическая справедливость - это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам. Профессиональная совесть учителя представляет собой осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики.
В профессионально-личностном становлении учителя немаловажную роль играет обладание им развитой интуицией. Она представляет собой процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию.
Педагогическая интуиция представляет собой быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Развивается на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции является необходимым условием способности учителя к педагогической импровизации (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М., Март, 2005, с. 109).
К личностным качествам учителя относятся духовность и интеллигентность. Духовность личности определяется как внутренняя, интеллектуальная и нраственно-эстетическая сущность человека, включающая освоение знаний о природе, обществе и самом человеке, как развитое сознание, как высшие гуманистические ценности, общечеловеческая мораль, а также как ценности, принадлежащие религиозной культуре, как божественная сущность в человеке.
Известный педагог Б.Т.Лихачев (1929-1998) интерпретировал духовность как содержательный внутренний мир человека, как умение управлять собой в соответствии с требованиями общества. Он признавал существование души как целостной совокупности всех физических, энергетических, сознательных и бессознательных психофизиологических и умственных сил человека. Эти силы осуществляют связь между личностно-внутренней средой организма человека и внешней средой. Данная идеально-материальная ценность определяет природно-социальную сущность индивида и его духовность. Черты духовности Б.Т.Лихачев раскрывал с позиции идеосферы – специфического общественного духовного пространства, в границах которого формируется и проявляется общественное и индивидуальное сознание. Педагог показал, что духовность есть совокупность общечеловеческих ценностей, не связанных с материальным существованием человека, а иногда и противоположных им. Духовность проявляется в труде, общении, в следовании прогрессивным традициям. Составной частью духовности является нетерпимое отношение к антикультуре, антигуманизму искажению реальных фактов, очернительству, произвольному толкованию сущности вещей и явлений (Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. Часть 1. Пятигорск: ПГЛУ, 2009 с. 245).
Исследователи Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают интеллигентность как совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности и общения, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инокомыслию, принципиален.
Понятие интеллигентности тесно связано с понятием педагогической морали. Последняя является отражением нравственных отношений, пронизывающих все стороны деятельности учителя. Она возникла как объективная необходимость корректировать поведение учителя в рамках педагогической деятельности. Это положение, по мнению В.В. Макаева, вытекает из стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта, физических сил могут стать жертвой несправедливости со стороны взрослого человека. В педагогической морали преломляются основные ее функции: регулятивная, познавательная, ценностно-ориентирующая, воспитательная. Кроме основных функций педагогическая мораль выполняет ряд специфических - педагогического корректирования, воспроизводства моральных знаний, выработки иммунитета против моральных извращений, моральной самозащиты, упреждающего морального воздействия.
Педагогическая мораль по-особому регламентирует взаимоотношения учителей с учащимися, коллегами, родителями учащихся/ воспитанников. Эта регламентация перерастает в определенную, присущую лишь педагогической сфере, субординацию.
Обладание активной гражданской позицией является весомым требованием к личности учителя. Гражданственность - это сложное личностное образование, основными элементами которого являются гармоничное сочетание патриотических и интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно в ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти, выполнении ею прав и обязанностей, определенных законодательством страны (Макаев В.В. Педагогика. Лекции для студентов. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992, с.81).
Гражданская позиция учителя выражается в знании законов Российской Федерации, обладании технологиями поликультурного образования, культурой гласности и демократии: предполагает свободу совести и вероисповедания.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: