logo
Педагогика

2. Становление и развитие научных основ управления

Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX—XX вв., чему способствовали достижения науки и техники, при­ведшие к существенным изменениям к материальному производству и бизнесу. Основоположниками теории научного управления яв­ляются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Анри Файоль считал, что управлять — значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать — строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия; согласовывать — связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

В российской педагогике проблемам управления уделяли пристальное внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Общая теория управления в России начала бурно развиваться в 1917 г. Новые социально-экономические задачи обусловили поиск новых методов управления, нашедших свое отражение в трудах А. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева и др. Ими были обоснованы принципы управления, разработаны структуры и технологии процесса управления производством.

Приложение теории социального управления к управлению школой в 1920—1930 гг. рассматривалось П. П. Блонским, И. О. Веселовым, Н. К. Крупской и др. В их трудах освещались вопросы организации учебного процесса в школе, хозяйственной деятельности её руководителя, внедрения научной организации труда в практику школьного работника. В основу руководства советской школой легли принципы управления, близкие по своей сути к административным и получившие звание ленинских.

Интерес к теории и практике управления школой усилился после окончания Великой Отечественной войны: увеличилось число исследований, посвященных анализу и обобщению опыта работы руководителей школы, организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Волковский, П. В, Зимин, Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.).

В 1960-х гг. произошло осмысление школоведения, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы.

Целая плеяда блестящих исследователей школоведческих проблем проявила себя в 70-х гг. XX в. В трудах Н. В. Горбунова, М. Г. Зал В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной, М. И. Кондакова, И. С. Марьенко, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К. Шакурова и др. был заложен фундамент научных основ теории внутришкольного управления.

В последние десятилетия XX в. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятельство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлениям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабатывается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания.

Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Стимулирующим фактором развития теории управления школой в современной России стало интенсивное внедрение рыночных отношений в систему образования.

Если до 1980-х гг. управление понималось как процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в 1980-е гг. управление характеризовалось как целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Как считают многие исследователи, в семантическом плане между по­нятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель».

Первоначально под словом «management» понималось «искусство объез­жать лошадей» (XVIII—XIX вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл:

- вид деятельности;

- ап­парат управления;

- наука и искусство управления;

- учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США);

- система планирования, прогнозирования и организации производства;

-целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем;

- деятель­ность по реализации управленческих задач и т. д.

В настоящее время большинство ученых придерживаются точки зрения, что менеджмент представляет собой теорию и практику управления в со­циальных организациях.

Существуют общепризнанные школы менеджмента — американская, японская, французская. Неэффективно идти путем простого копирования чужого опыта, но знать, что ценного из этого опыта можно взять для себя, необходимо.

Например, наиболее привлекательными представляются:

При наличии национальной специфики школ менеджмента объединяет общий подход, а именно:

- формирование условий для раскрытия личностного потенциала;

- выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий;

- создание условий, для удовлетворения своих потребностей;

- стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.

В зависимости от направления деятельности разновидностями менеджмента принято считать:

управление производством (производственный менеджмент)— определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, расстановка людей, организация подачи материалов и ремонта оборудования, устранение сбоев в поставке продукции, контроль качества, текущее руководство персоналом, стимулирование труда;

управление материально-техническим снабжением и сбытом — заключение договоров, формирование каналов сбыта, доставки и хранения сырья, отправки продукции;

управление инновациями (инновационный менеджмент) — процесс научных исследований, прикладных разработок, внедрение новинок в производство;

управление персоналом (персонал-менеджмент) — управление кадрами и повышение квалификации, улучшение условий труда и быта персоналом, разрешение конфликтов;

финансовое управление (финансовый менеджмент) — составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния;

управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) — изучение спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики;

управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) — процесс сбора, обработки и анализа данных о функционировании организации, сопоставление с планируемыми данными, выявление проблем, вскрытие резервов имеющегося потенциала.

В любой социальной системе центральным, системообразующим фактором является человек (менеджер), выполняющий управленческую деятельность на основе соответствующих научных принципов с применением социальных приёмов, методов, форм и средств.

Менеджер это профессионал, задачей которого является организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.