Функции и движущие силы педагогического процесса
Педагогический процесс предопределен тем, что культура передается от человека к человеку. Для овладения ею необходимо учитывать возможности обучаемости и воспитуемости ребенка, гибкость и пластичность нервной системы, способность приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт. Развитие душевных сил возможно благодаря взаимодействию врожденных программ роста с социумом. Педагогический процесс возможен только тогда, когда для становления и развития личности существует их системный набор: цель, программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы их реализации. Изложеное обусловливает социальную функцию целостного педагогического процесса, который находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации. Он влияет на выбор учеником жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию. Педагогический процесс призван облагораживать социальный опыт, помогать в целенаправленном овладении научными знаниями, компетенциями.
Педагогический процесс направлен на выработку у учащихся невосприимчивости отрицательного социального влияния, что позволяет выделить его воспитательную функцию. Речь идет о полноценном освоении социальной практики на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях. Целостный педагогический процесс - это ориентирующий контекст будущей жизни и деятельности человека, поскольку жизненные смыслы не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Образованность как результат целостного педагогического процесса предопределяет возможности предвидения будущего и тем самым расширяет рамки свободной деятельности человека.
Воспитывающая функция педагогического процесса – это отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Она органически вытекает из его содержания, форм и методов обучения и вместе с тем осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися. Объективно педагогический процесс, осуществляемый с помощью обучения и воспитания, не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и понятий, норм и требований. Педагогический процесс воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация его воспитывающей функции требует при организации, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых конкретных задач воспитания на том или ином этапе развития общества.
Если раньше на школу возлагалось преимущественно обогащение знаний, развитие умственных способностей детей, а на родителях лежала обязанность воспитания, то сегодня это соотношение существенно изменилось. В семье ребенок подчас осваивает множество научных знаний, а в школе испытывает сильнейшее «человекообразующее», нравственное воздействие и обретает собственно душевный и духовный опыт. Разрешить противоречие между образовательно-воспитательным учреждением и семьей – значит установить единое педагогическое пространство. В целостном педагогическом процессе в учебной и внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования реализуется обучающая функция, которая заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений, составляющих фундамент образованности человека. В соответствии с образовательной функцией целостного педагогического процесса знания, компетентность должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, при которой содержание учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, включает элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в системе знаний не образовывались незаполненные пустоты.
Конечным результатом реализации обучающей функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Осуществление обучающей функции неразрывно связано с формированием навыков учебной работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы.
Названные функции педагогического процесса (социальная, воспитательная, обучающая) обусловливают его основную функцию - развивающую. Она предполагает развитие личности в процессе обучения и воспитания, что выражается в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений. Эта функция реализуется при любой организации педагогического процесса, но интенсивность его определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сферы обучаемого и др.
Психолог Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития, которая состоит в следующем: если обучение предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние ничтожно. Обучение идет на одном уровне с развитием учащихся, если он может сделать сам то, что мы ему предлагаем. Это зона актуального развития. Обучение ускоряет развитие, если ребенок, выполняя предложенную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной.
Развивающий характер педагогического процесса вытекает из его природы. Правильно организованный педагогический процесс всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности действия учителей и учащихся на гармоничное развитие личности. Такая его направленность получила закрепление в понятии развивающего обучения.
Поступательное движение педагогического процесса означает переход от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным. Оно осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного устранения субъективных педагогических противоречий.
Противоречия в диалектике рассматриваются как неотъемлемое свойство сущности вещей. Противоречия выступают как единство и борьба противоположностей, например, чувственного и рационального, конкретного и абстрактного. Каждой подсистеме целостного педагогического процесса (образование, воспитание, обучение, развитие) присущи противоречия. Рассмотрим противоречия, выступающие движущей силой целостного педагогического процесса.
-
Противоречия между целостностью процесса формирования личности школьника и разрозненностью воспитательных воздействий в образовании и воспитании. Деятельность образовательно-воспитательных институтов в целостном процессе формирования личности должна согласовываться со школой, ибо последняя определяет основы всестороннего развития личности. В связи с такой ролью школы как системообразующего элемента всей целостности, объединяющей множество процессов, необходимо четко определять цель воспитания каждого из институтов, их функции в развитии личности.
-
Противоречия между устремлениями личности школьника, развитием его интересов, способностей, творческой самореализации и сложившейся традиционной системой социальных институтов воспитания. Преодоление данного противоречия возможно при расширении и укреплении системы образовательно-воспитательных институтов, способствующих возникновению и развитию интересов и способностей личности. Это и создание альтернативных школ (государственных, муниципальных, частных и др.), и развитие системы внешкольных объединений, действующих в органическом единстве с работой школы и др. Противоречие становится источником движения системы к общей цели, если развитие личности школьника осуществляется в условиях самостоятельного выбора деятельности, реализации имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков.
-
Противоречия между системой подготовки кадров и творческим характером педагогического труда. Они преодолимы, когда создаются условия для творчества детского и педагогического коллективов. Творческий характер педагогического труда – это неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества, которое осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с детьми, что требует от педагога усилий управлять своим психическим состоянием, творчески осуществлять процесс педагогического общения. Чтобы включиться в творчество тому, кто хочет работать с детьми, недостаточно только одной психолого-педагогической теории - необходима профессиональная компетентность. Молодой учитель должен быть готов к творчеству, к профессиональным действиям в бесконечно меняющейся педагогической действительности. Мастерство должно сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества.
-
Противоречие между педагогическим управлением деятельностью обучаемого и его самоуправлением. В деятельности педагогов доминируют методы прямого, оперативного управления, которые ограничивают деятельность учащихся, лишают их возможности проявлять самодеятельность и творчество. Данное противоречие не может быть разрешено без перевода прямого и оперативного управления в косвенное и перспективное, в самоуправление.
-
Противоречия между возможностями развития системы образовательных учреждений и отсутствием научно-методической технологии для их реализации. Общество располагает возможностями развития системы образовательно-воспитательных институтов. Педагогическим условием развития этой системы является ее научно-методическое и программно-целевое обеспечение.
Всякое противоречие должно быть разрешено. Путем преодоления противоречий в целостном педагогическом процессе решаются поставленные задачи. Процесс приостанавливается, если противоречия продолжают существовать. Целостный педагогический процесс – сложное педагогическое явление. Знание движущих сил этого процесса помогает педагогу осуществлять его организацию сознательно, в интересах личности воспитанника.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: