Методика формирования коллективизма
Результаты исследований В.В.Макаева по проблеме воспитательного коллектива позволили выявить следующие ведущие признаки коллектива и черты коллективизма в современном понимании и сравнить их с тем, как они раскрывались в советской идеологии (Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск: ПГЛУ, 1999, с. 63-64):
В коммунистической идеологии | В современном научном понимании |
Коллектив - объединение, присущее только социалистическому обществу. | Коллектив - объединение, имеющее общечеловеческий характер. |
В коллективе все равны. | Коллектив – аккумуляция индивидов. Каждый член коллектива уникален. |
Коллектив – объединение, основанное на общности целей, соответствующих интересам строительства коммунизма. | Коллектив – объединение, основанное на общности интересов и потребностей, на правовых и нравственных принципах. |
Весь советский народ - коллектив (тотальная коллективизация); трудовые, учебные и иные объединения - подразделения коллектива советских людей; коллективы создаются по производственному принципу. | Коллектив – объединение добровольное, подчиненное избранным человеческим ценностям. |
Безусловное подчинение личности интересам коллектива. Меньшинство подчиняется большинству. | Член коллектива – самостоятельная личность. |
Принцип коллектива: «Один за всех, и все за одного». | Один отвечает за всех, но все не отвечают за одного, потому что один – это часть целого, а целое не делится на части. |
Совместная деятельность в условиях объединения. | Сотрудничество в процессе совместной деятельности, проявление личностью терпимости взглядов. |
Создание морально-психологического климата как условие жизнедеятельности коллектива. | Социальная защита, удовлетворение потребностей и интересов членов коллектива |
Наличие органов самоуправления. | Коллектив – самоуправляющая общественная структура. Наличие оппозиции в коллективе и его органах самоуправления. |
Коллективизм несовместим с индивидуализмом, противоположен ему. | Коллектив – совокупность индивидуалистов. Член коллектива – индивидуум. |
Индивидуализм характеризуется корыстолюбием, тщеславием, карьеризмом, эгоизмом. | Индивидуализм – проявление личностных интересов. Нравственный индивидуализм основывается на частной собственности, включает в себя деловитость, предприимчивость, инициативу, самостоятельность в принятии ответственных решений. |
Названные признаки воспитательного коллектива и черты коллективизма свидетельствуют о необходимости нового подхода к воспитанию коллективизма-индивидуализма у современной молодежи.
Сущность воспитательного коллектива – включение молодежи в систему общественных отношений, т.е. социализация личности. В таком коллективе организуются педагогически целесообразные виды жизнедеятельности и общение его участников в соответствии с их возрастом и задачами воспитания. В условиях коллектива создаются возможности непрерывно обогащать духовную и нравственную жизнь воспитанников без принуждения, насилия. Воспитательный коллектив есть средство воздействия на свободную личность демократическим путем. Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.
Влияние воспитательного коллектива на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.
Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. В первый год обучения детей в школе отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом как представители определенной социальной общности учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Учитель стимулирует стремление младших школьников к объединению в совместной деятельности, привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника). Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.
В средних классах номинальное образование «класс» становится реальным. У учащихся формируется чувство «мы – общность», «мы – коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Формирующаяся в подростковом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, ожидания результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата. Учитывая особенности подростка – стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждает учащихся проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы лично значимые мотивы, тем интереснее становится совместная деятельность. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, в общешкольных мероприятиях.
Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старшеклассников характерна ярко выраженная ориентированность на будущее, на профессию. У них расширена сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, учитель создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность старшеклассника раскрывается в обстановке творческой самореализации.
Таким образом, на протяжении всего периода обучения в школе воспитательный коллектив под руководством учителя становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению общественно значимых результатов. Задача учителя состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Они схожи с этапами развития коллектива, однако существуют определенные различия.
Первая ступень развития коллективизма – «песчаная россыпь». Это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается, они обособлены.
Эта ступень вскоре сменяется следующей, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе их интересов и симпатий. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя.
Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, является примером для остальных и ведет их за собой. Однако, деятельность актива не всегда эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива.
Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные учителем, – заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, – начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». Дети ощущают себя коллективом.
Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито сильно. Срабатывает принцип: «Я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, сегодня эта позиция пересмотрена.
Методы формирования коллективизма у школьников различны. Рассмотрим основные их них:
- совместная практическая деятельность. Необходимо учитывать, что она должна носить гуманистический характер, быть субъективно-значимой для всех школьников. Преподаватель должен отдавать предпочтение коллективным и групповым видам деятельности, последняя должна быть технологически организованна. Немаловажными здесь являются следующие факторы: ориентация на успех школьного коллектива, организация отношений взаимной зависимости, взаимного подчинения;
- жизненная перспектива в развитии как отдельного школьника, так и актива коллектива. Под методикой формирования коллектива А.С Макаренко понимал систему «перспективных линий», организацию завтрашней радости, т.е. постановку близких, средних и далеких целей. Он считал, что они увлекут коллектив возможностью достичь желаемого результата. Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимают такие задачи, цели, которые отвечают внутренним требованиям личности, класса, коллектива в целом. Более отдаленные по времени перспективы требуют усилий всего коллектива, например, коллективные творческие дела.
Большую роль в методике формирования коллективизма у школьников играют формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитателя определенной группы школьников – это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя-практики, педагоги дополнительного образования и пр.). Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии, тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определений стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся. Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Назовем некоторые из них:
1. Рациональный подход и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от его особенностей (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогической специфики, сложившейся социально-педагогической ситуации развития коллектива, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата). В идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников классного руководителя по педагогической позиции, принципам, целям, отношению к работе и детям. Это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю и тону отношений коллектив детей, который станет идеальной воспитывающей средой.
2. Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом. Кооперирование классного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы.
3. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с другими классами: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, «открытые» уроки и пр. Эти мероприятия способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, улучшают психологический климат в классе и в школе, способствуют гуманизации субъектов педагогического процесса.
Различные методы работы с коллективом позволяют реализовать главную задачу педагога: развитие детского коллектива и формирование чувства коллективизма.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: