3. Интерактивные технологии обучения
В современной отечественной школе, когда одной из важнейших задач образования является создание условий для становления активной, предприимчивой, креативной личности, все большее признание среди педагогов получают интерактивные обучающие технологии. И хотя урок, как основная форма обучения, не теряет своей значимости в педагогическом процессе, учитель все чаще организует работу не со всем классом, а с отдельными группами учащихся в рамках классного коллектива. Такая организация учебной деятельности расширяет возможности для активизации познавательной активности школьников, позволяет более эффективно развивать творческое мышление, создает благоприятные условия для формирования субъективной позиции воспитанников. Организация учебных и воспитательных занятий по интерактивной схеме предоставляет взрослеющему человеку некоторые преимущества: возможность усвоения знаний в процессе самостоятельной активной деятельности; использование поддержки членов группы (или партнера) для быстрого приобретения необходимых знаний, умений; разработку собственных способов решения поставленных задач; активное взаимодействие педагога и воспитанников в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Рассмотрим одну из наиболее востребованных в современных образовательных учреждениях интерактивных технологий – технологию мозгового штурма (по В.С. Кукушину). Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяется для продуцирования новых идей в решении научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности учащихся по поиску нетрадиционных путей решения актуальных учебных и воспитательных проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решать следующие задачи:
- творческое усвоение учащимися нового материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед воспитанниками как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие этапы:
1) определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
2) планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
3) подбор вопросов для разминки;
4) разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:
1. Во время обсуждения проблемы не должно быть ни руководителей, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль в решении проблем.
2. Запрещаются взаимные критические замечания и оценки, т.к. они мешают продуцированию новых идей.
3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками обсуждения.
4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников мозгового штурма, она должна быть встречена другими членами группы с пониманием.
5. Всем участникам штурма важно убедить себя, что положительное разрешение определенной проблемы имеет важное значение для каждого.
6. Следует отказаться от идеи, что данная проблема может быть решена только известными способами.
7. Поощряется выдвижение как можно большего количества предложений, т.к. в этом случае существует большая вероятность появления новой и ценной идеи.
8. Перед началом мозгового штурма каждому участнику следует попытаться определить свою позицию по следующим вопросам:
Заслуживает ли проблема моего внимания?
Что дает ее решение?
Кому и для чего это нужно?
Что произойдет, если ничего не менять?
Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?
Методика организации и проведения мозгового штурма включает несколько этапов: организационный, разминку, обсуждение проблемы в виде мозговой атаки, оценку и отбор идей, заключительный этап. Организационный этап проводится с одной группой. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, включается динамичная музыка для того, чтобы создать соответствующую доброжелательную установку и творческий настрой.
В начале занятия педагог (учитель, воспитатель) сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает ее актуальность для личности и общества. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и формулирует правила мозгового штурма.
После этого создается несколько рабочих групп по 3-5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть примерно равными по числу участников. Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы учащиеся могли видеть друг друга. На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут.
Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен интенсивный темп работы. Поэтому, если возникает пауза, педагог сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только учащиеся начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, педагог заранее готовит неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.
Педагог в ходе разминки не дает оценки ответам участников штурма, однако воспринимает все их доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории. Время разминки – 15-20 минут.
В самом начале «штурма» поставленной проблемы учитель или воспитатель еще раз четко формулирует проблему для обсуждения, уточняет поставленную задачу, напоминает критерии оценки идей, уточняет правила мозгового штурма. После подачи сигнала одновременно во всех группах начинается высказывание идей. В аудитории могут возникнуть шум и оживление, однако непринужденность обстановки способствует активизации мысли.
Педагогу желательно не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), педагог в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Время основного обсуждения проблемы – 10-15 минут. Это этап интенсивной мыслительной нагрузки на учащихся.
На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают высказанные предложения, отбирая лучшие для представления участникам игры. Время работы экспертов включает 15-20 минут.
На заключительном этапе члены группы экспертов представляют результаты «мозгового штурма», называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Далее учитель или воспитатель подводит итоги мозгового штурма, дает общую оценку работе групп. При этом отмечаются положительные аспекты в работе, характеризуются моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в группе творческую атмосферу, поощряет учащихся. Даже если успехи группы не блестящи, все равно педагогу важно опираться на положительные аспекты в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.
По времени заключительный этап самый продолжительный (25-30 минут). Этот этап очень важен в учебном и воспитательном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.
Как правило, «мозговой штурм» проходит достаточно продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагогу не следует отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи и в следующий раз попытаться минимизировать их.
Следует отметить, что использование интерактивных технологий существенно повышает качество образовательного процесса, т.к. обеспечивает условия для такой его организации, при которой каждый учащийся энергично включается в познавательную деятельность, в процесс открытия для себя неизвестного знания, в решение проблемной ситуации. Основными методами интерактивных технологий в школе и вузе являются: деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, метод анализа конкретной ситуации, тренинг и др. Технологией названные методы становятся в том случае, если они базируются на общей концепции, используются в определенной системе, повышают эффективность обучения и могут быть воспроизведены любым педагогом, который обладает необходимым уровнем профессиональной культуры.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: