Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Гуманистический характер образования как ведущий принцип состоит в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, самоопределение, развитие и проявление способностей; в утверждении таких общечеловеческих ценностей, как жизнь, справедливость, труд, красота, истина. Гуманистический принцип в образовании предполагает создание отношений равноправного сотрудничества и партнерства, субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе, когда учащийся или воспитанник является субъектом воспитания и обучения. Гуманистическая основа образования обусловливает поддержание дисциплины в образовательных учреждениях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников и педагогов; запрещение применять к обучающимся методы физического и психологического насилия и др.
Единство федерального культурного и образовательного пространства, обеспечиваемое государственными образовательными стандартами, предусматривает формирование личности, интегрированной в региональные и общероссийские культурные традиции многонационального государства, в национальную и мировую культуру, создание условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа и общественных норм человеческого общежития.
Общедоступность и адаптированностъ системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение всем гражданам, независимо от их пола, вероисповедания, национальности, социального положения, равного права на основное общее образование на родном языке; создание условий для равной доступности гражданам высшего и послевузовского образования; представление содержания образования как системы непрерывных последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, дающие учащимся возможности всестороннего удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Светский характер образования как принцип основывается на свободе совести граждан, что закреплено законодательной нормой ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства. Светский характер образования предусматривает свободу системы государственных, муниципальных образовательных учреждений от религиозного воздействия, т.е. обусловливает невмешательство религиозных организаций в дела государственной школы.
Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании определяют свободу в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Воплощением этого принципа является реальная возможность всех типов образовательных учреждений объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа; лицей – колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Свобода и плюрализм проявляются в предоставлении образовательным учреждениям права устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями и организациями в целях международного сотрудничества.
Предоставляемое личности право на выбор делает человека не только объектом образовательного процесса, но и его активным участником, т.е. субъектом. Свобода и плюрализм для всех участников процесса реализуется в том, что в образовательном учреждении образование можно получать в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного (домашнего) образования, самообразования, а также экстерната.
Государственно-общественный характер управления образованием предусматривает единство участия государства и общества в решении проблем образования и управлении им. Основной смысл заключен в создании коллегиальности в управлении системой образования и предоставлении педагогам, обучающимся и родителям больше прав в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Государственно-общественный характер проявляется в разгосударствлении и диверсификации системы образования, т.е. создании, наряду с государственными, негосударственных учреждений; развитии, наряду с традиционными учебно-воспитательными заведениями, различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей и т.д.
Государственное участие в управлении системой образования состоит в проведении единой государственной политики в образовании и соблюдении законодательных гарантий, заявленных в законе, и соблюдении единых образовательных стандартов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Участие общественности проявляется в том, что наряду с органами государственного управления образованием создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности: совет учебного заведения как коллегиальный орган управления школой, конференция как высший руководящий орган школы. Каждое образовательное учреждение принимает свой Устав учебного заведения. В Уставе образовательного учреждения излагаются основные положения, согласно которым осуществляется его деятельность: наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; его организационно-правовая форма; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ; устанавливается язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; определяется порядок приема учащихся; права и обязанности участников образовательного процесса и др.
Автономность образовательного учреждения предусматривает самостоятельность образовательного учреждения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения. Предоставляемая образовательным учреждениям автономность повышает ответственность за создание условий для реализации принципов государственной политики и условий для развития личности.
Законодательно закрепленные положения благоприятствуют построению и совершенствованию образования, отвечающего современным условиям и направленного на совершенствование жизни людей.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: