logo
Педагогика

Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения

Образование - один из видов духовно-практической деятельности в обществе, процесс и результат обучения и самообразования. Оно является действенным фактором социального, экономического и духовного развития общества и личности. Одним из основных структурных компонентов образования является его содержание. Оно представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает развитие личности, подготовку ее к общественной жизни и труду.

Процесс совершенствования образования непрерывен. Общественная практика предъявляет к образованию все новые и новые требования. Чем более существенны социокультурные преобразования, тем более значимым становится несоответствие сложившегося образования изменившемуся состоянию общества и положению в нем человека. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной личности становится доминирующей. Эта идея определяет содержание образования.

Современная отечественная школа открыта для развития в направлении демократизации, гуманизации, личностной ориентации учащихся. Требования к содержанию образования в школе определяются государственной стратегией развития образования. Они юридически оформлены в законе «Об образовании» (1992). В статье 14 Закона указывается, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уров­ню знаний и уровню образовательной программы (ступени, обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциально­го общества (Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Сфера, 2004, с.14).

Задачи школы и образования как определенные социальные требования сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней отмечено: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. - 2002.- № 6.- С.73).

Таким образом, содержание образования – это модель социального заказа, требований к уровню развития личности, отражение социального опыта и культуры общества.

В отечественной дидактике существуют несколько подходов к определению содержания образования с точки зрения их задачи формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества. Длительное время доминировал знаниево-ориентированный подход. Образование рассматривалось как совокупность систематических знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. При таком подходе в центре внимания находятся знания как социальные ценности и заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

Осознание самоценности человеческой личности в современной российской педагогике привело к возникновению личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования. Он нашел отражение в работах И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, В.А.Сластенина и др. В соответствии с этим подходом в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его развитие. Образование рассматривается не только как передача ученику знаний, умений и навыков, но и как формирование ценностно-значимых запросов и намерений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения. Все это призвано обеспечить всестороннее развитие личности. При таком подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, отход от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащихся, что обеспечивает свободу выбора содержания образования для удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности.

К данному подходу примыкает концепция культурологического личностно-ориентированного образования, получившая обоснование в трудах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского и др. В соответствии с данной концепцией содержание образования рассматривается как педагогическая модель человеческой культуры, представленная в аспекте социального опыта в виде четырех основных компонентов: опыта познавательной деятельности, фиксированной форме ее результатов- знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (Краевский, В.В. Содержание образования - вперед к прошлому. М., 2001, с.15).

Данные четыре компонента образуют структуру содержания образования. Они связаны между собой таким образом, что каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает фор­мирование в сознании школьника научной картины мира, вооружает его теоретико- методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воп­лощающихся вместе со знанием в умениях и навыках лич­ности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллекту­альных и практических навыков и умений, составляю­щая, содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной куль­туры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению но­вых проблем, возникающих перед обществом. Он требует са­мостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид со­циального опыта обеспечивает развитие у молодого по­коления способностей к дальнейшему развитию культу­ры;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности по­требностей, обусловливающих эмоциональное восприя­тие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образо­вания предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истиннос­ти. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на ос­нове особым образом организованной деятельности уча­щихся (Педагогика; под ред. П.И.Пидкасистого. М, 2008, с.216-217).

Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментом конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры.

Источником формирования школьного содержания образования является культура, социальный опыт, наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. К последним относятся практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная и художественная деятельность. В целом, содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности.

Сказанное выше дает основание утверждать, что ведущими идеями содержания образования в современной школе РФ являются:

- соответствие социальному заказу;

- культурообразующий и подлинно научный характер знаний, приоритет общечеловеческих ценностей;

- гуманистический характер образования;

- соответствие задачам и возможностям развития личности, нацеленность образования на формирование личности, выработку гражданственности, политической культуры;

- выработка у учащихся потребности в самообразовании и умения творчески применять усвоенные знания, развития самостоятельного мышления.