logo
Педагогика

2. Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации издало Приказ № 21 от 3 февраля 2006 года, утверждающий методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Функции классного руководителя:

Организационно-координирующая. Включает создание системы развивающей совместной деятельности и делового общения в коллективе школьников, условий для их взаимодействия, сплочения; работу с органами самоуправления; создание ситуаций деятельностного успеха; организацию традиционных коллективных дел и поддержку связанных с ними традиций. Классный руководитель обучает ребят, как сообща придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказываться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, чтобы достичь цели. Классный руководитель помогает ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекает их в поиск того, как можно сделать жизнь в классе разнообразней, увлекательной, полезной, учит проявлять творческую заботу о своем классе и школе. В конечном итоге он предоставляет школьникам возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу. Учит их составлять план воспитательной работы, подбирать материалы для праздников, распределять задания. Таким образом, дети приобретают организаторские навыки и умения, развивают самостоятельность, у них проявляется чувство ответственности за выполнение порученного дела, т.е. формируются активная деятельность и жизненная позиция.

Организационно-координирующая функция предусматривает обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитание обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования), проведение консультаций, бесед с родителями.

Коммуникативная функция. Обеспечивает педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса, способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищенности и открытости.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения.

Общение педагога с воспитанниками имеют личный характер, где основным компонентом содержания их общения является обмен информации. Причем любая ситуация педагогического общения характеризуется функционально-ролевыми отношениями, имеет личностный и информационный характер. Педагогическое общение, организуемое педагогом, осуществляется главным образом или исключительно ради воспитанника. Цель общения здесь – "не для себя", а "для другого", не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника. В отличие от других видов общения педагогическое общение, осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника – включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию.

Используя слово, тон голоса, мимику и др., педагог сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

Таким образом, педагог воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт и т.п. личности.

Коммуникативная функция – обеспечивает педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса, способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищенности и открытости.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения. Общение педагога с воспитанниками имеют личный характер, где основным компонентом содержания их общения является обмен информации. Причем любая ситуация педагогического общения характеризуется функционально-ролевыми отношениями, имеет личностный и информационный характер. Следовательно, в педагогическом общении слово, жест, взгляд педагога способствуют формированию духовного и физического «Я» ребенка.

В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности педагога и воспитанника становятся усеваемые знания, формируемые качества личности и отношения, в соответствии с которыми осуществляется педагогическое общение.

Исследователи отмечают следующие черты успешного общения классного руководителя с воспитанниками:

- личностная открытость детям, способность дать понять, что педагог это в первую очередь человек;

- умение организовать общение «от воспитанника»: от его мыслей, чаяний, настроения;

- умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;

- принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, явного по социально-психологическим параметрам;

- терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе ребенка;

- умение внушить воспитаннику сознание его значимости и т.д.

Исходным моментом воспитательной деятельности является целеполагание как начальный этап воспитательного процесса, который включает в себя анализ воспитательной ситуации, диагностику актуального уровня воспитанности и прогнозирование желаемого результата. На этапе целеполагания важную роль для классного руководителя играет владение методами психолого-педагогической диагностики личностных качеств и социально-педагогической диагностики ситуации воспитания. Классному руководителю необходимо не только располагать достаточным количеством освоенных методик, но и конструировать из них программу изучения личности и групп учащихся.

Изучение ценностно-смыслового пространства жизнедеятельности субъекта позволяет получить картину его актуального состояния, тем самым более точно выбрать отправную точку для осуществления воспитательной деятельности. Гуманистическая педагогика утверждает необходимость знания о себе самого человека. Только тогда возможно его осознанное участие в воспитательном процессе. Анализ диагностических данных, их обсуждение и совместная выработка рекомендаций должна происходить в полном доверии и открытости педагога и ребенка. Фактически анализ помогает классному руководителю более точно определить стратегию воспитательной деятельности.

Аналитично-прогностическая функция включает также установление готовности к усвоению нового, выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника, выявление ошибок и трудностей в деятельности, определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

Ориентиром для анализа могут служить следующие составляющие.

а) индивидуальные свойства:

- тип высшей нервной деятельности;

- тип темперамента;

- установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

б) психические свойства:

- особенности когнитивного стиля (тип мышления);

- социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

- личностная структура.

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

г) контрольные (контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися).