logo
Педагогика

Законодательные основы построения системы образования

Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Человек, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам и совей готовности к жизни соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов и состояние экономики, воспроизводство социальной структуры общества и развитие культуры. Система образования сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение, воспитывает и формирует гражданина и тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни и духовную жизнь социума. В 1990-е годы российская система образования формировалась исходя из следующих требований, предъявляемых обществом: доступность образования, вариативность форм получения образования при сохранении единства содержания, высокое качество образования, а также требований, связанных с реализацией гражданских свобод.

Система образования в России строится с опорой на конституционные права граждан, Закон РФ «Об образовании» (1992), федеральное законодательство («О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и международные нормы в области образования. Право на образование закреплено в статье 26 «Всеобщей декларации прав человека» (1948), в статье 28 «Конвенции о правах ребенка» (1989). Это позволяет создавать правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определять права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, компетенцию и ответственность в этой области органов государственной власти.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Закон «Об образовании» (в редакции 1996) провозгласил принципы государственной политики и приоритеты в области образования, утвердил государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

Под образованием в Законе РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которые удостоверяются соответствующим документом. Организация процесса образования в интересах человека, общества, государства, содержание и ориентация образования, обеспечение гражданам гарантий на получение образования согласуются с принципами государственной политики в этой области.