logo
Педагогика

3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей

В процессе педагогической деятельности учитель постоянно самосовершенствует свое профессиональное мастерство. Этот опыт работы составляет предпосылку профессионального самовоспитания.

Профессиональное самовоспитание - формирование личности в соответствии с поставленной профессиональной целью. Самовоспитание является относительно поздним приобретением онтогенеза и связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения уровня профессионализма самовоспитание становится значимой силой саморазвития личности учителя. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самооценка, самоконтроль.

Самоанализ (педагогическая рефлексия) – способность учителя давать себе и своим поступкам объективную оценку, понимать, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. Педагогическая рефлексия представляет собой не только понимание субъектом своей педагогической деятельности, но и знание того, насколько другие понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции.

Самоконтроль - осознание, оценка и регулирование учителем собственных действий, психических процессов и состояний. Его проявление и развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Самооценка – оценивание человеком собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей. Это ценность и значимость, которой учитель наделяет себя в целом и отдельные стороны своей деятельности, поведения. Выделяют два уровня формирования самооценки. Первый состоит в соотнесении уровня своих притязаний с достигнутым результатом, второй – в социальном сравнении, сопоставлении с себе окружающими.

Педагогический такт представляет собой чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, коллегами по труду (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М., 2005, с.331).

В этом понятии ценностное отношение к ученикам соединяется с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. По мнению А.С.Макаренко, педагогический такт - это умение «нигде не переборщить», т.е. сочетать уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. К.Д. Ушинский под педагогическим тактом понимал уважение и терпимость к нравственным порокам, установление отношений доверия, доброты, справедливости и делового контакта (З.Х. Гунаева К.Д. Ушинский об этике учителя. Пятигорск, 2009, с.36). В ряде случаев педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых наряду с нравственной стороной взаимоотношений требуется проявление находчивости, уравновешенности, чувства юмора. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является основой зарождения доверия и духовной близости между учителем и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где важны внимательность и справедливость.