logo
Педагогика

3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

В общеобразовательных учебных заведениях образование реализуется в процессе теоретического и практического обучения (в профессиональных выделяется также учебное проектирование). Содержание теоретического обучения характеризуется несколькими уровнями организации.

Первый уровень - содержание образования в целом. Процесс обучения на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении охватывает все учебные предметы. Количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей общества и возрастных особенностей учащихся. В целом содержание образования в средней школе предусматривает усвоение научной картины мира, овладение основными обобщенными способами деятельности, являющимися базой конкретных видов деятельности, овладение средствами реализации своих познавательных сил, а также развитие физических, волевых, нравственных, эстетических и других качеств, необходимых учащимся для выполнения своих гражданских функций.

Второй уровень - содержание образования соответственно основным ступеням обучения (базовая школа, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование). В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов (предметов). В содержание образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественно научный; гуманитарный; трудовой и физической подготовки.

Предметы естественно научного цикла (биология, физика, химия и математика) раскрывают учащимся основы научно-технического прогресса, дают знания основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Чрезвычайно расширилась область использования математики, физики и химии в развитии других наук и применения их в общественной практике. Это относится, прежде всего, к математике. На достижения математики и ее методы широко опираются не только естественные науки, но и технические, сельскохозяйственные, к ней все чаще прибегают и гуманитарные науки. Математика вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития мышления учащихся. Учитывая огромную роль естественно-математических наук в жизни и развитии общества, учебный план школы отводит на изучение естественно-математических дисциплин примерно третью часть учебного времени. Учащиеся получают знания о неживой и живой природе и солидную математическую подготовку. Система знаний строится с учетом познавательных возможностей учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

Гуманитарный цикл учебных предметов включает историю, литературу, обществоведение, географию, родной и иностранные языки. Эти предметы обеспечивают усвоение основных знаний об обществе и человеке как социальном существе, о средствах общения между людьми и видах деятельности, необходимых для выполнения человеком своих социальных функций. Удельный вес предметов этого цикла обусловлен функциями гуманитарного образования в воспитании молодого поколения. Окончившие школу не только должны быть готовы к приложению своих сил в сфере той или иной специальной деятельности, но и овладеть духовным, нравственным и эстетическим опытом, который человечество накопило за свою долгую историю. Гуманитарное образование предусматривает овладение богатством объективной научно проверенной познавательной информации. Учащиеся знакомятся с историческими фактами, изучают тексты художественных произведений, читают познавательную и художественную литературу и т.д.

Раскроем образовательно-воспитательное значение гуманитарного цикла на примере такого учебного предмета, как иностранный язык.

В современном обществе растет статус иностранного языка как учебного предмета. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается необходимость обеспечения знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка; а также предусмотривается введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы.

Специфика иностранного языка как учебного предмета определяется тем, что он, в отличие от других школьных дисциплин, является одновременно и целью и средством обучения. Целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе является «развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности» (Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. М., 1994, с.137).

Обучение языкам преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей. Специфика обучения иностранному языку заключается и в том, что оно строится на коммуникативно-речевой основе и ведется на изучаемом языке. Учитель управляет одновременно двумя видами деятельности: усвоением языкового материала и общением на иностранном языке.

Воспитательная цель обучения иностранному языку проявляется в том, что оно формирует у школьников гражданские качества, развивает политическую культу­ру, воспитывает прилежание и уважение к труду, вырабатывает потребность в самообразовании и самовоспитании. Успешному достижению этих целей способ­ствует научное содержание материалов, помещенных в учебниках иностранных языков, факультативные занятия, а также различные виды индивидуальной работы. Работа на уроках иностранного языка находит дальнейшее продолжение во внеклассных занятиях, где создается языковая среда, позволяющая пользоваться языком как средством общения. Образовательная и развивающая функции направлены на развитие личности школьника, его позна­вательных сил и способностей. Иностранный язык как учебный предмет позволяет развивать у учащихся восприятие устной и письменной речи, идентификацию языковых единиц в потоке речи с последующим их осмыслением, вырабатывать умение анализировать и обобщать языковые факты и речевой опыт на иностран­ном языке, делать самостоятельные выводы о языковых и речевых закономернос­тях, развивать слуховую и зрительную память, обеспечивающую хранение, узнавание и своевременное воспроизведение единиц речи в процессе аудирования, говорения, чтения и письма, а также развивать мышление на родном и иностранном языке.

В программе раскрыты требования к овладению учащимися каждым видом речевой деятельности, а также объем умений и навыков, обязательных для овладения в каждом классе. Последовательность изучения языкового материала и сроки работы по каждой теме определяются примерным планированием в «Книге для учителя». В программе подчеркивается, что эффективности обучения иностранным языкам способствует его индивидуализация: максимальный учет особенностей обучаемых, их склонностей и интересов, психологической совмес­тимости при подборе партнеров по обучению. Значительная роль в учебном процессе по иностранному языку отводится его соотнесенности с курсом русского и родного языков, литературы, истории и других школьных предметов. Эти межпредметные связи носят взаимодействующий характер: с одной стороны, знания, полученные по другим школьным дисциплинам, переносятся и принимаются в. процессе обучения иностранному языку, а с другой - информация, полученная с помощью иностранного языка в ходе обучения, обогащает и расширяет знания, полученные по другим предметам.

Значительное место в учебном плане школы отведено политехническому образованию и трудовому обучению. В содержание политехнического образования входят знания о научных основах современного производства и политехнические умения, необходимые работникам многих производственных профессий: измерительные, вычислительные, графические, монтажные; умение обращаться с машинами и различными техническими устройствами. Наиболее важными компонентами содержания политехнического образования являются знания и умения в области механотехники, электротехники, автоматики, организации и экономики производства, поскольку эти знания и умения стали необходимыми для большинства работников различных отраслей производства и овладение ими обеспечивает подвижность трудовых функций, возможность широкого переноса знаний и умений на новые ситуации.

Эти политехнические знания и умения входят в содержание общеобразовательных предметов и трудового обучения. Программы трудового обучения включают также знания и умения в области бытового, обслуживающего труда, а в некоторых случаях и первоначальные профессиональные знания и навыки, необходимые для подготовки учащихся к определенной практической деятельности, к умению использовать в ней современную технику.

В целях всестороннего развития личности в учебный план включены изобразительное искусство, музыка, физкультура, начальная военная подготовка. Изобразительное искусство и музыка наряду с литературой играют важную роль в эстетическом воспитании и образовании учащихся. Они формируют эстетические чувства, приобщают к миру прекрасного и стремлению жить и творить по законам красоты. Физическая культура и начальная военная подготовка направлены на физическое совершенствование учащихся с целью подготовки их к общественно полезному труду, к жизни, к защите Отечества и осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением.

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения. Соответственно установившейся практике выделяются три основных уровня представления содержания образования: содержание образования в целом, содержание образования соответственно ступеням обучения и циклы учебных курсов (предметов). На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню.