logo
Педагогика

2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя

Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития является важнейшей задачей будущего педагога.

Самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. По мнению Н.Н.Никитиной, Н.В. Кислинской, самоопределение выступает как динамическое явление, как процесс, как механизм становления личности и соотносится с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок». Самоопределение может быть статичным явлением, связанным с состоянием субъекта в условиях установления границ собственного «Я». Характерной особенностью самоопределения является ее двоякий характер: деятельностный и ценностно-смысловой. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решения, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит самоопределение (Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2007, с.90).

Любая работа требует развития определенных навыков. Главный навык в перечне каждого высококвалифицированного специалиста - это навык самообразования.

Самообразование - специально организованная самостоятельная систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М.: Март, 2005, с. 299).

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самоучение и самосозидание. Во втором случает самообразование рассматривается как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

Исследователь М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

- экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

- оринетировочная - поиск своего места в обществе;

- компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения;

- саморазвития - совершенствования профессиональной картины мира;

- методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

- коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

- сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

- психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому опыту интеллектуальной жизни человечества (Князева М. Ключ к самосозиданию. - М., 1990, с.46).

Понятия самопознание и самопонимание в большинстве психологических исследований отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, более точным является разграничение понятия самопознание как процесса сбора данных, накопление первичной информации о самом себе, и самопонимания как особой формы самосознания, процесса осмысления этой информации, ее интерпретации.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что эффективное и адекватное понимание самого себя невозможно вне понимания окружающего мира, своих отношений с ним.

Самосовершенствование - это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также коррекцию своих недостатков. Саморазвитие и самосовершенствование педагога О.С. Асимов, А.А. Боделев рассматривают в качестве основных условий его становления как полноценного субъекта жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать творческий потенциал.