1. Сущность и критерии технологий обучения
В современных условиях развития российской школы овладение педагогическими технологиями становится приоритетным в деятельности учителя, т.к. позволяет обеспечить заданное социальными заказчиками качество продукции, которое выражается, прежде всего, в высоком уровне обученности и воспитанности выпускника образовательного учреждения. Образование для человека в информационном, наукоемком обществе начинает приобретать прагматическое значение, как источник дохода, профессионального роста и личного успеха, гарантия защищенности, поэтому требования потребителей образования к уровню профессионализма педагога будут постоянно повышаться. Для обеспечения необходимого качества образования учитель должен владеть современными педагогическими технологиями. Поэтому в российских образовательных учреждениях, работающих в инновационном режиме, особое внимание уделяется внедрению в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий.
Термин «педагогическая технология» все более уверенно входит в научный оборот, все чаще встречается в государственных документах об образовании, в научной литературе, в методических материалах и учебниках. Вместе с тем, существует большой разброс в понимании сущности технологии, как педагогической категории. С одной стороны, это свидетельствует об актуальности данного феномена для педагогической науки и практики, а с другой, затрудняет эффективное использование педагогических технологий в образовательном процессе.
Наряду с термином «педагогическая технология» в научной литературе нередко употребляется словосочетание «образовательная технология». По своей сущности эти термины синонимичны, с той лишь разницей, что «педагогическая технология» как составная часть педагогического процесса, чаще используется в рамках школьной проблематики, тогда как понятие «образовательная технология» трактуется более широко, в том числе как компонент образовательного процесса в вузе.
Ученые по-разному трактуют понятие педагогическая технология. В.П.Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов обучения, как содержательную технику реализации учебного процесса. М.П. Сибирская считает, что педагогическую технологию «следует понимать как инструментальное средство, включающее в себя потребности, цели и средства их достижения посредством ориентации на обучающихся и управление обучением». А.К. Колеченко характеризует педагогическую технологию как «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями» (Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2006, с.150). Г.К. Селевко понимает под педагогической технологией систему способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении. В педагогических словарях педагогическая технология характеризуется как решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. В документах ЮНЕСКО педагогическая технология – это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., Ростов н/Д: Март, 2005, с. 349).
Анализ приведенных определений позволяет считать, что педагогическая технология рассматривается в гуманитарном знании в двух смысловых аспектах. В широком смысле педагогическая технология представляет собой процессуальный аспект педагогической системы, начиная от ее цели и завершая результатами обучения, воспитания и развития личности. В узком смысле педагогическая технология трактуется как совокупность форм, средств и методов обучения, воспитания и развития личности, которую учитель/воспитатель использует в своей работе для достижения заранее заданных параметров. В таком понимании можно считать, что педагогические технологии появились одновременно с воспитанием и обучением. В древнейшие времена педагогические технологии выражались в модели «делай как я», «поступай как я». Такая педагогическая технология применялась в совместной со взрослыми деятельности, в ритуальных обрядах, в играх.
Однако как научный термин «педагогическая технология» используется с 50-х годов XX века. В начале это понятие было связано с использованием технических средств обучения, с разработкой методической системы по использованию этих средств, а затем и с применением новых информационных технологий.
В ходе развития педагогической теории и практики понятие «педагогическая технология» было существенно расширено и в современном понимании педагогическая технология – это система средств и методов планирования, организации и оценивания (диагностирования) педагогического процесса, которая обеспечивает достижение учителем оптимальных результатов в обучении и воспитании.
Таким образом, технология – это все, что находится между целью и результатом образования. При технологическом решении проблем обучения и воспитания педагог проходит путь от диагностически поставленной цели к ее достижению, используя при этом комплекс средств и методов, позволяющих получить запланированный результат. Главные вопросы, которые решает педагогическая технология – как учить, воспитывать, развивать учащихся, как получить продукт заданного количества и качества при определенных исходных данных и соответствующих условиях.
В рамках традиционного педагогического процесса цели ставятся неопределенно, неинструментально, например: обеспечить изучение учащимися закономерностей развития общества, научить применять основные принципы, обучить выразительному чтению текста. Такие цели не описывают результата, их достижение трудно проверить. При диагностически поставленной цели описываются действия обучаемого в терминах: знает, понимает, применяет и т.д.
В современной педагогике активно обсуждается проблема соотношения понятий «методика» и «технология». Ряд ученых объясняют эту проблему несогласованностью между традиционным и инновационным подходами к понятийному аппарату методической науки. Традиционно сложилось так, что термин «методика» получил двойственное толкование. С одной стороны, методика – это наука, имеющая свой предмет и аппарат исследования. С другой, методика – это совокупность методов и способов, то есть технологический процесс.
Если понимать методику как науку, говорить о методических основах как научных основах, то в этом случае термины «методика» и «технология» нельзя сравнивать, то есть определять какой из объектов «шире» или «уже», так как это объекты разного происхождения.
Но если «методику» рассматривать как совокупность методов и способов обучения, то сравнение можно проводить. Понятие «технология» более емкое, так как технология (в отличие от методики) отражает не просто передачу знаний, а процесс обучения, нацеленный на конечный результат. Кроме того, методика, как совокупность методов, связана главным образом, с индивидуальным мастерством педагога, с его творчеством, а технология – с массовым применением уже разработанной, а нередко и апробированной совокупностью способов обучения, воспитания и развития. Более того, технология реализуется в виде алгоритма, т.е. системы операций (методов, приемов), которые применяются по строго определенным правилам и в жестко заданной последовательности для достижения гарантированного результата. Эта совокупность методов должна соответствовать определенным технологическим критериям.
Изучение публикаций специалистов по педагогическим технологиям позволило определить основные критерии педагогических технологий. Среди таких критериев ученые выделяют: концептуальность, системность, эффективность и воспроизводимость (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2006, с. 17).
Концептуальность как критерий педагогической технологии означает, что каждая такая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую совокупность философских, психологических, социально-педагогических идей. В качестве концептуальной основы педагогической технологии могут выступать прагматическая педагогика, эссенциальная теория содержания обучения и воспитания, личностно-ориентированная педагогика, концепция сотрудничества, деятельностный подход и др.
Системность предполагает, что любая педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью, управляемостью. Педагогическая технология как система включает следующие компоненты: целеполагание, планирование и проектирование педагогического процесса, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников, диагностирование педагогического процесса и его коррекцию в соответствии с результатами диагностики, а также выявление соответствия результатов педагогической деятельности поставленным целям. Наряду с этим педагогическая технология рассматривается учеными как компонент общей системы – педагогической (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2006, с. 17).
Еще один критерий педагогической технологии – эффективность, означает, что применение технологии должно гарантировать определенный результат, быть оптимальным по затратам энергоресурсов и времени. Эффективность педагогической технологии выражается в том, что она обеспечивает достижение учащимися требуемого государством и другими социальными заказчиками уровня образования. Этот уровень зафиксирован в государственных образовательных стандартах и программах, в квалификационных характеристиках работодателей. Кроме того, при реализации педагогической технологии должны соблюдаться физиолого-гигиенические нормы деятельности педагога и воспитанников.
И, наконец, важная характеристика педагогической технологии – воспроизводимость. Воспроизводимость педагогической технологии подразумевает, что данная технология в сходных условиях эффективно используется другими педагогами для решения аналогичных задач обучения и воспитания. Разумеется, творчески работающие учителя и воспитатели всегда найдут возможность усовершенствовать, оптимизировать образовательную технологию, т.к. в отличие от природного материала, человек как предмет технологии всегда имеет индивидуальные особенности, которые обусловливают внесение определенных коррективов в применяемую педагогом систему способов обучения. Однако, при этом, общая последовательность учебных или воспитательных операций остается неизменной. В противном случае речь должна идти о новой образовательной технологии.
С учетом охарактеризованных выше положений можно дать более полное определение понятия «педагогическая технология». Это технологический аспект педагогической системы, включающий цели, задачи, формы и методы обучения и воспитания, а также ее результаты, который отвечает критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости.
С помощью технологий в практику внедряются педагогические инновации. Если цели образования заданы объективно и непротиворечиво, индивидуально-психологические и возрастные характеристики обучающихся и условия образовательного процесса четко определены, то можно создать технологию, которую способен воспроизвести любой, даже начинающий педагог с большей или меньшей степенью эффективности.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: