logo
Педагогика

Понятие форм воспитания

Философская категория формы организации воспитательной работы неотделима от ее содержания. Вместе они отражают единство внутреннего и внешнего явлений воспитания. При этом сама форма воспитания представляет собой внешнее выражение внутреннего содержания процесса воспитания как совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Они органично и неразрывно следующим образом связаны между собой: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Следует отметить, что содержание воспитательного процесса составляет формирование основных качеств и свойств всесторонне и гармонично развитой личности: духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. Оно воплощается в конкретную, соответствующую ему организацию. При нарушении данного соответствия в воспитании происходят серьезные, иногда неразрешимые противоречия. При сохранении старых форм, в которые вкладывается новое содержание, развитие воспитательного процесса неизбежно тормозится, поскольку осуществление новых идей требует новой организации, созданной специально для реализации иного содержания.

Формы воспитания многообразны. Несмотря на то, что формы воспитания более многочисленны и разнообразны, чем формы обучения, в педагогической науке они менее изучены и исследованы. Мы будем придерживаться определения: «Формой воспитания называют способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников».

Форма воспитания зависит не только от педагогических целей, задач, принципов, содержания, организации, условий, методики, но и от педагогических ситуаций, которые разнообразны, индивидуально неповторимы и носят творческий характер. В соответствии с формами определяется и конкретизируется организация воспитательной работы, т.е.: кто, где, как, с кем, когда и в каких условиях ее осуществляет. Она обусловливает их воплощение в конкретных делах. Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.