Компетентностный подход - новая парадигма образования
Трансформация всего уклада жизни, смена социальных идеалов, радикальная ломка в развитии всех сфер общественной жизни предопределяют опережающее развитие образования. Рубеж веков ознаменовал изменчивость и непостоянство мира. В ситуации хаоса человек уже не может адаптироваться, не находясь в постоянном творчестве и самоизменении. Современный образованный человек – это личность, выступающая в качестве движущей силы собственного развития и осознающая свою ответственность и достоинство перед другими людьми, перед собой и миром в целом. Это значит, что необходимо искать новые пути и способы наиболее успешного развития ребёнка, осознающего своё «Я», место в мире, связь с этим миром, умеющим строить отношения с другими людьми и обществом в целом.
Новое общество требует иных стратегий социализации и образования.
Проблема эффективности образования, в целом, и педагогического процесса, реализуемого в школе, в частности, обусловлена наличием ряда весьма существенных, иногда противоречивых факторов. С одной стороны, лавинообразно нарастает поток информации, которую, предположительно, должен воспринять учащийся. С другой стороны, в силу многих причин учащийся часто имеет очень низкую мотивацию к ее усвоению. Положение усугубляется тем, что для успешной адаптации в современной жизни человеку необходимо отчетливо представлять информационную картину мира в целом, во всем ее многообразии и взаимосвязи различных процессов и явлений. Очевидно, что для формирования свободного и независимого человека, гражданина, готового к государственной и общественной деятельности, необходимо развивать современную систему образования на новой методологической основе.
От образования требуется радикальная смена целей деятельности, а вместе с ними средств, методов и технологий работы. Требования к ним выдвигают изменения видов и характера труда, а также скорость течения современных процессов, так как у поколения, впервые занимающего рабочие места, просто не будет времени на адаптацию изученного в вузе, к существовавшему в реальности. Нужны специалисты, эффективно работающие с первых дней, способные создавать новые подходы, а не воспроизводить старые, нужны социализированные, т. е. самостоятельные и ответственные люди. Иными словами, в качестве результата образования требуются не отдельные звенья и умения, а компетентностный специалист, готовый действовать в условиях своего рабочего места.
Вследствие этого появилась и стала развиваться идея компетентностного подхода, который явился без преувеличения новой парадигмой образования начала XXI в., в период становления постиндустриального общества.
Институт образования в нашей стране был ориентирован на качество, открытость и интеграцию.
Основой для этого стал компетентностный подход, или образование, основанное на компетенциях (coтpetence-based education).
Данный подход берёт начало в теориях речевой коммуннникации, социологии управления и социальной психологии начала XX в. (Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, Э. Мейо, А. Гастев, М. В. Грачев). Развивавшиеся там представления позже проникали в социологическую теорию современности (Э. Гидденс,З. Бауман, Р. Будон), нашли применение в социологии молодёжи, образования, профессий и других социологических дисциплинах (А. А. Радугин, А. И. Кравченко, А. В. Тихонов, Е. Э. Смирнова, О. К. Крокинская, Л. А. Баранова, Т. И. Самсонова и др.).
Ключевые термины в рамках этого подхода «компетенция», «компетентность». Что такое компетенция?
-
1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
-
2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
-
3. Способность выполнять особые трудовые функции.
Итак, формула компетенции:
«Компетентность = мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления» / М.А.Чошанов /.
Существует несколько подходов к определению «компетенция»
1. Американский подход или личностный. Основной вопрос, решаемый в рамках этого подхода: какие личностные черты определяют успешные действия (superior performance)?
В этом случае компетенция - основополагающий поведенческий аспект или характеристика, которая может проявляться в эффективном или успешном действии, и зависит от контекста действия, организационных факторов и факторов среды, а также характеристик профессиональной деятельности.
Сторонником этого подхода является Ричард Уильямс.
2. Английский подход или деятельностный направлен на выявление главных элементов деятельности, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым, удовлетворяющим заданным требованиям. Сторонником данного подхода является Скотт Пери, считающий, что «компетенция – это набор взаимосвязанных знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения основной части работы и которые:
-
могут быть оценены с точки зрения эффективности;
-
могут сравниваться с предварительно разработанными стандартами;
-
могут совершенствоваться путем обучения».
3. Когнитивный. Основу данного подхода составляет положение о том, что структура профессиональной компетентности состоит из комплекса знаний, основанных на них умений и навыков, а также профессионального опыта. Данный подход разработан в трудах М.А.Холодной, Н.В.Кузьминой, М.А.Чошанова, Хедоури Ф., Дж.С.Старка, Дж.Равена, Д.И.Ивановой, К.Р.Митрофанова, О.В.Соколовой и др.
Чем обусловлено внедрение компетентностного подхода в российское образование?
-
общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики;
-
необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»;
-
происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы;
-
богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход»;
-
предписаниями.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим, по иному определяется система методов обучения.
В основе отбора и конструирования методов обучения структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
В качестве основных или ключевых компетенций, определяющих степень развития информационного общества, Совет Европы выделил следующие.
1. Ответственность за участие в совместном принятии социально-политических решений, в функционировании и улучшении демократических институтов.
2. Понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий в многокультурном обществе.
3. Владение устным и письменным общением, которое играет важную роль в общественной и профессиональной деятельности. Тем, кто не обладает этим навыком, грозит выпадение из жизни общества.
4. Овладение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам средств массовой информации рекламе и информации.
5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
В Национальном докладе Российской Федерации «Система образования России», представленном на 4-7-й-сессии Международной конференции по образованию, были определены основные тенденции развития образования в России на фоне мировых тенденций:
- «ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- рост значения человеческого капитала, что обусловливает необходимость интенсивного опережающего развития образования как молодежи, так и взрослого населения».
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Таким образом, компетентностный подход следует признать наиболее отвечающим современному пониманию качества образования в условиях демократически развивающегося многокультурного общества - общества высоких технологий, требующего высокого профессионализма от работников, постоянного совершенствования их профессионального уровня в условиях рыночной экономики.
Проблема конкурентоспособности становится для специалиста определяющим фактором его личного успеха в жизни, способности адаптироваться к меняющимся ситуациям и одновременно условием развития общества, его конкурентоспособности в мировой экономике. В связи с этим, важным становится выбор концепции, на основе которой предполагается проектирование всей системы образования.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: