logo
Педагогика

Особенности педагогической деятельности

Особенностями педагогической деятельности являются: творчество, гуманизм, профессионализм учителя.

Творчество – это процесс создания новых духовных и материальных ценностей. Оно заключается в выработке и воплощении учителем в учебно-воспитательном процессе нестандартных педагогических решений. Творческая деятельность учителя характеризуется наличием у него всесторонних знаний, умением их критически переработать и осмыслить, применить теоретические положения в реальных педагогических действиях. Творчество учителя включает разработку новых форм, методов, приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, педагогических технологий, критическое использование имеющегося опыта в новой ситуации, способность к рефлексивной оценке профессиональной деятельности и ее результатов.

Творческий характер педагогической деятельности, по мнению Н.Н. Никитиной, связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности – способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности присуща каждому человеку (Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2007, с. 15).

Творчески работающий учитель не только опирается на достижения педагогической науки, но и обобщает педагогическую теорию.

Существует несколько уровней педагогического творчества:

- репродукция – воспроизведение готовых рекомендаций, освоение ранее освоенного;

- оптимизация – выбор и сочетание известных методов и приемов обучения;

- эвристика – поиск нового, обогащение известного собственными находками;

- самостоятельность – продуцирование идей, создание новых способов и приемов осуществления педагогической деятельности.

Профессионализм учителя проявляется в наличии интереса к педагогической профессии (положительное эмоциональное отношение к детям), педагогическом призвании (склонность и способность к педагогической деятельности), педагогическом мастерстве и др.

Профессионально-значимые качества учителя характеризуют профессионально-педагогическую направленность его личности. Е.Н. Шиянов выделил следующие качества личности учителя:

- педагогический долг и ответственность (стремление оказать помощь учащимся и их родителям в пределах своих прав и компетенций);

- педагогическая мораль (требовательность к себе);

- самоотверженность (мотивационно-ценностное отношение к труду);

- педагогический такт (чувство меры, сознательная корректировка действий, способность определять тон, стиль общения и др.);

- педагогическая справедливость (объективность, нравственная воспитанность) (Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2009.).

Творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности любой профессиональной деятельности, что обуславливается разнообразием приемов и способов работы, поиском путей повышения эффективности педагогического процесса, учета конкретных условий, уникальности личности, но именно в педагогической деятельности они являются нормой, без которой данная деятельность осуществляется неполноценно.

Гуманизмэто принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Гуманистическая педагогика в практике может быть реализована только в диалогической педагогической деятельности, т.е. в определенной системе отношений учителя и ученика, где имеют место открытость целевых установок, совместный поиск решения проблем, признание прав и свобод друг друга. Диалог должен осуществляться на всех уровнях – ценностных, содержательных, процессуальных.

Взаимодействие участников образовательного процесса на основе гуманизма предполагает:

- восприятие ученика самоценной личностью, с которой необходимо считаться и пытаться помочь ей осознать лучшие ее качества;

- побуждение учеников к обратной связи.

Важными качествами гуманного педагога являются:

- эмпатийность – способность к сочувствию;

- толерантность – терпимость;

- конгруэнтность – опыт самопознания, саморегуляции, понимание собственных психических процессов.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в создании возможностей для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его базовых потребностей.