logo
Педагогика

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность как профессиональная направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития, воспитания и обучения учащихся, их свободного и творческого самовыражения. Она основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии.

Одной из важных характеристик педагогической деятельности является ее совместный характер, что предполагает наличие педагога и ученика как объектов и субъектов взаимодействия. А.В. Мудрик полагал, что все люди во всяком возрасте – ученики и учителя - хотят они того или нет, стремятся к этому или тщательно этого избегают. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самих себя (А.В. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986, с. 3).

В содержание профессиональной деятельности входят такие понятия, как обучение, воспитание, развитие. «Целью этого вида деятельности, - по мнению В.В. Макаева - может являться идеал – высший совершенный образ человека. Общечеловеческим идеалом воспитания выступает подготовка личности, способной посвятить себя счастью других людей. Идеал выступает возвышенным мотивом, которым руководствуется личность, определяет направленность ее жизни. В общечеловеческом идеале личности заложены ее убеждения, определены основные жизненные позиции, принципы жизни» (В.В. Макаев. Педагогика для переводчиков. – Пятигорск: ПГЛУ, 1996. с. 16).

Идеальному человеку присуще следование общечеловеческим духовным и нравственным ценностям, стремление к самоутверждению и самовыражению, потребность активно преобразовывать окружающую природу (биологическую и социальную), активное самовоспитание и самообразование.

Цель воспитания рассматривается в качестве общей стратегии педагогической деятельности: создать условия для формирования личности, которая способна совершенствовать себя и окружающую действительность. В условиях современной России данная цель может интерпретироваться как создание базы для формирования гражданина демократического общества, способного сообразно своим задаткам выбирать род деятельности и профессию, удовлетворять свои духовные и физические потребности, развивать дарования и талант, соблюдать нормы поведения в обществе, выполнять долг перед обществом и отдельными людьми. Цель педагогической деятельности является составной частью цели образования. Экономика страны, ее конкурентноспособность на мировом рынке зависят от того, насколько люди умеют добывать знания, хранить и использовать их в той или иной области. От общей культуры и образованности зависит профессиональная культура и квалификация, что способствует экономическому прогрессу государства.

В законе Российской Федерации «Об образовании» (1996) конкретизирована цель педагогической деятельности: всестороннее развитие личности включает в себя установленный государством уровень образования (общего и профессионального), общую и профессиональную базовую культуру, физическую, нравственную культуру, нацеленность личности на совершенствование общества. При этом подчеркивается, что всестороннее развитие личности рассматривается не как совокупность отдельных ее сторон и качеств, но как их органическое единство и целостность.