logo
Педагогика

Эффективность педагогического процесса как целостности

Эффективность педагогического процесса как целостного обусловлена рядом положений и, прежде всего, единством обучения, воспитания и развития; единством воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования). Необходима соподчиненность и вместе с тем определенная автономность процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс. Целостный педагогический процесс включает такие аспекты, как содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционно-технологический. Он требует гуманистического подхода к решению воспитательных задач, сочетания массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Важнейшими требованиями реализации целостного педагогического процесса являются: учет всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей; последовательность, непрерывность, динамичность действий участников этого процесса; организация стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников педагогического процесса; соответствие содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; создание нравственно-психологического климата в коллективе, здоровых взаимоотношений воспитателей и воспитанников; должный уровень управления и самоуправления в педагогическом процессе.

Целостная деятельность школьника, организуемая педагогом, – это единство учения и других видов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержания образования при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой проявляются организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. При этом недооценка роли коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия приводит к обеднению эмоционального фона обучения и всего учебно-воспитательного процесса, в результате чего оказываются обедненными и личные контакты педагога с детьми. Без этого невозможна ни одна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельности.

Целостность процесса конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается комплексным планированием образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы. Возможность внесения необходимых корректив в первоначальные планы в ходе их реализации говорит о том, что конструирование педагогического процесса не завершается в момент начала взаимодействия педагогов и воспитанников, оно пронизывает основное отношение в форме регулирования и корригирования точно так же, как исходное отношение пронизывает структуру основного.

Обеспечение гармонического соотношения учения, общественно полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию «гармонической целостности» личности.