logo
Педагогика

2. Взаимосвязь школы и семьи

После принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это выразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору. Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Условием успеха воспитания подрастающего поколения является связь семьи с дошкольными учреждениями и школой. Воспитательные возможности школы и семьи должны быть объединены, поскольку цели у них едины. Семья – часть общества, базисный коллектив среди других трудовых и общественных коллективов. Здоровая семья связана с другими коллективами: трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, организациями по месту жительства, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в общей системе общественных отношений.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Роль педагога заключается в просвещении родителей, установлении их контакта со школой.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Взаимодействие школы и семьи направлено на установление взаимопонимания и контакта с каждым отдельным ребенком, на корректирование отношений между детьми, учителями и родителями. Сотрудничество учителя и семьи является необходимым условием целостного педагогического процесса. Педагоги являются посредниками между обществом и растущим человеком. Они формируют у учащихся знания, умения и навыки, привычки и жизненные установки ребенка. В повседневной работе учитель объясняет школьникам и их родителям основные принципы общечеловеческой морали как критерия существования личности в мире.

Разнообразная практика работы образовательных учреждений с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг. Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.

Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности. Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена «Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)». Большая роль в организации процесса воспитания отведена общественной организации «Открытая школа», которая объединяет учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Республики. Основная задача этой организации – консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных программ, обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной политике Республики.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в декабре 2000 года (Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: АПК и ППРО, 2006, с. 10-11).

В Ставропольском крае регулярно проводится конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом ИПК создана лаборатория «Образование и здоровье», что позволяет оперативно диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах края.

Интересен опыт школы №7 г. Буденновска Ставропольского края, которая вошла в число экспериментальных площадок ВНИКа в рамках программы «Школа – Микрорайон». Особый интерес он представляет в связи с тем, что работа в школе проводится на основе созданных в ее структуре социальных служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи; профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

Практика показывает, что в современной общеобразовательной школе сложились следующие направления работы образовательного учреждения с семьей:

Далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Единение воспитательных возможностей школы и семьи осуществляется главным образом в процессе разносторонней деятельности, организуемой классным руководителем. Он строит свою работу в двух направлениях: первое обращено к семье, второе – к школе.

Первое направление характеризуется знакомством классного воспитателя с условиями жизни ребенка в семье, режимом дня школьника, изучением особенностей взаимоотношений учащегося и родителей, фиксированием наиболее авторитетных для воспитанника членов семьи, установлением рабочего контакта. Знание семейно-бытовых условий становится предпосылкой для тактичной корректировки негативных явлений, серьезной разъяснительной работы среди родителей. В центре внимания классного руководителя всегда находится личность, индивидуальность каждого ребенка, его развитие и защита.

Второе направление обусловливается заботой классного руководителя о создании условий для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их самовоспитания, самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, т.о. развития личности в целом. Воспитатель проводит беседы с детьми о здоровом образе жизни, ценностях подлинных и мнимых, о справедливости и несправедливости. Он вместе с детьми заботится о красивой, уютной обстановке в школе, оформлении класса, самообслуживании, дежурстве (Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя). Вестник образования: справочно-информационное издание Министерства образования. М., Просвещение, 1991. – №8. – С. 38-39).

Классному руководителю необходимо постоянно поддерживать контакт с родителями, реализовывать единые требования семьи и школы к ребенку, вести документацию по работе с родителями учащихся с целью изучения воспитательной активности семьи, осуществлять педагогическое просвещение родителей, повышать уровень их педагогической культуры, заботиться об укреплении контактов с шефами класса, советами содействия семье и школе.

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательной школе – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

В теории и практике общеобразовательной школы сложились классные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями. К массовым формам относятся лекции для родителей, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Лекции для родителей на педагогические темы – одна из популярных форм педагогического просвещения. Они строятся так, чтобы родители получили тему для обсуждения в семье, запомнили изложенное, последовательно осуществляли полученные рекомендации на практике, могли анализировать процесс семейного воспитания, семейные отношения, корректировали их. «День открытых дверей» организуется как праздник семьи и школы. Он приурочивается к школьным каникулам. Дети пишут открытки на имя родителей, приглашают их на праздник. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по различным педагогическим вопросам, носят порой дискуссионный характер. Классный руководитель обеспечивает равноправное участие в вечере родителей и учителей; организует его как урок педагогических раздумий, анализирует результаты воспитательной работы, причины возникновения конфликтов.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-3 раза в год в сроки, установленные школой. Учителя, родительский актив, учащиеся активно готовятся к ним. На собраниях родители знакомятся с официальным документами по вопросам воспитания, с основными задачами и итогами работы школы, избирают родительский комитет школы, слушают его отчет о проделанной работе.

Классные родительские собрания – одна из основных форм работы с родителями, проводятся 4-5 раз в год. На них обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, обсуждаются текущие вопросы учебно-воспитательной работы класса, подводятся ее итоги. Родительские собрания посвящают обмену положительным опытом семейного воспитания, обсуждению популярной педагогической литературы. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. При этом используется местный материал.

Формы работы с родителями можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Основными формами психолого-педагогического просвещения родителей являются следующие:

университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей);

лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций);

конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме;

практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей);

- открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности);

- индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию должного контакта между родителями и учителем. Учителю следует дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Особую заботу у учителей, классных руководителей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь мужчин к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. В опыте ряда школ существует традиция проведения собраний-диспутов, где обсуждаются вопросы воспитания школьников, выявляются негативные стороны воспитательной деятельности родителей, происходит корректировка ошибок в воспитании. Диспуты, дискуссии (обмен мнениями по проблемам воспитания) – интересные для родителей формы повышения педагогической культуры. Они позволяют включиться в обсуждение важнейших проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулируют активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 – 9 классов).

В целях обеспечения взаимодействия школы и родителей учащихся создаются родительские комитеты школы, классов, деятельностью которых руководят представители администрации школы и классные руководители. Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Родители учащихся, общественность привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса (помощь в организации самообслуживания, общественно-полезного труда учащихся, внеклассной и кружковой работы). Родители способствуют проведению оздоровительной работы среди детей, помогают укреплять учебно-материальную базу школы. Активисты вместе с учителями посещают учащихся на дому, знакомятся с бытовыми условиями, выявляют малообеспеченные семьи.

Главное в общении учителя и родителей – совместное решение воспитательных задач, поиск более эффективных средств воздействия на ребенка, создание атмосферы доверия, заботы об общем деле.

Индивидуальная работа с семьей – один из наиболее сложных и ответственных видов общения классного руководителя с родителями. В процессе ее изучаются индивидуальные особенности ребенка, оказывается влияние на личность родителей, согласовываются единые требования к ребенку, уточняется программа развития личности учащихся. Индивидуальные педагогические беседы имеют неограниченный диапазон и дают возможность родителям и учителям выяснять и согласовывать свои позиции.

Формой сотрудничества семьи, школы, общественности может быть педагогическая консультация. Она проводится в виде откровенной беседы отцов и матерей с педагогами и другими специалистами. Особенность этого вида работы с родителями заключается в том, что она организуется как массовая, а проводится методом индивидуальной беседы.

Сотрудничество школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение взрослых. Педагогическая пропаганда становится неразрывной частью работы школы, развития общественной активности родителей, помогает им овладевать теорией и опытом воспитательной работы с детьми. Распространены такие формы педагогического обучения взрослых, как родительские лектории, университеты педагогических знаний, педагогические теле-, радиопередачи, консультации на предприятиях, общественные поручения родителям, научно-практические конференции по вопросам семейного и общественного воспитания, демонстрация фильмов по проблемам педагогики. Школа стимулирует педагогическое самообразование взрослого населения, родителей, организует ознакомление их с научной литературой по вопросам семейной педагогики. Центром такой просветительной работы должно быть учебное учреждение, а учитель – основной фигурой в этом процессе.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития ребенка осуществляется через:

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

Классные руководители, учителя оказывают посильную помощь семьям, в которых растут трудные дети. К этой работе они привлекают родительскую общественность, комиссии содействия семье и школе на предприятиях, общественность по месту жительства. Трудные дети – результат несложившихся семейных отношений, главным образом разногласий между отцом и матерью. Неблагополучные семьи характеризуются той или иной степенью дезорганизации семейных связей.

Внешне благополучные семьи тоже могут быть неблагополучными в отношении к своим детям. Процветающие в семье потребительство, бездуховность формируют у юношей, девушек гипертрофированные потребности, нарушают эмоциональные связи детей с родителями.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Философ М.С.Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке; опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию (Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996, с. 306).