3. Классификация методов обучения
Е.И.Петровский, Е.Я.Голанд, Д.О.Лордкипанидзе рассматривали три группы методов: словесные, наглядные, практические. Они исходили из того, что при классификации методов обучения необходимо исходить из понимания того, какие научные источники, учебные материалы, дающие знания обучающимся, лежат в основе той или иной градации методов.
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин подразделяли методы обучения, основываясь на характере учебно-познавательной деятельности детей по овладению изучаемого материала. Они выделяли методы проблемного изложения содержания учебного материала, а также объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский. Объяснительно-иллюстративный подразумевал использование таких методов как рассказ, школьная лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов, диафильмом и т.д. Репродуктивный метод предполагал воспроизведение действий по применению знаний на практике, выработку умений и навыков, деятельность по алгоритму, программирование. Метод проблемного изложения учебного материала основывался на выдвижении познавательной задачи, которая предлагала анализ и исследование, формулировку гипотезы, создание проблемной ситуации, поиск решения проблемы. Эвристический (частично-поисковый) метод рассматривался как возможность постановки различных вопросов, которые требовали поисковой или исследовательской деятельности. Учащиеся не получали знаний в «готовом» виде, происходил поиск новых знаний. Такой метод предполагал мыслительную работу по формулировки гипотез и их доказательство. Исследовательский метод обеспечивал познавательную деятельность учащихся, которая включала самостоятельную учебную работу по решению поставленной задачи. Обучаемые составляют план поиска, намечают пути решения проблемы, формулируют гипотезу, определяют способ ее проверки, проводят опыты, анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают и делают закономерные выводы, показывая результаты исследовательских изысканий.
Ю.К. Бабанский подразделил методы обучения на три основные группы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учения, контроля и самоконтроля. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности он отнес словесные, наглядные, практические (источники), индуктивные и дедуктивные (логика), репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление), самостоятельную работу под руководством учителя (управление). К методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, по его мнению, следует отности способы стимулирования и мотивации интереса к учению. В качестве методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности он выделил методы устного контроля и самоконтроля, лабораторно-практического контроля и самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля.
Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова является попыткой классифицировать методы по двум основным и более общим признакам: методы преподавания и методы учения. В первом случае это информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий методы. Во втором варианте методами учения выступают исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
Сочетание форм сотрудничества в обучении предложил немецкий дидакт Л. Клингберг. Он предложил подразделить методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении. К монологическим методам он относил лекции, рассказ, демонстрации. К диалогическим методам – беседы. К формам сотрудничества – индивидуальные, групповые, фронтальные и коллективные.
Итак, методы обучения выступают как система, имеющая множество сторон. Каждая из них может быть сгруппирована в отдельную систему. Вариативность классификаций методов показывает многомерность данного дидактического образования. В то же время методы представляют упорядоченную систему, которая позволяет последовательно овладевать содержанием учебных предметов, способствует развитию и воспитанию личности.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: