Средства обучения
Обучение – одна из сторон процесса целенаправленного формирования личности школьника, заключающаяся в вооружении ее системой знаний, умений и навыков в совместной деятельности с учителем под руководством последнего. Такая деятельность имеет свои средства, методы и приемы.
К средствам обучения относятся учебно-методические пособия, учебники, тетради для выполнения упражнений, технические средства, наглядные пособия.
В зависимости от выполняемых ими функций учебные пособия подразделяются на учебники, сборники задач, тетради для выполнения упражнений. Учебники обеспечивают управление всеми этапами познавательной деятельности школьников. Учебники могут быть написаны по линейному или разветвленному принципу. В учебниках, построенных по линейному принципу, материал располагается системно и последовательно. В них полно раскрывается содержание излагаемого материала.
Учебники, написанные по разветвленному принципу, достаточно сложны для усвоения содержания учебного материала. В целях извлечения полезной информации из такой книги, ее необходимо прочитать несколько раз, неоднократно возвращаясь к прочитанному.
Сборники задач выполняют функцию закрепления знаний, полученных в процессе изучения программного материала. Они создаются для проверки усвоения программного материала и способствуют реализации знаний на практике. Сборники задач включают указания на материал учебника, усвоение которого осуществляется на уроках, пояснения или инструкцию по выполнению задания данного типа.
Учебные тетради предоставляют учащимся возможность интерпретировать свои знания в разнообразных вариантах в процессе выполнения заданий. Они используются как дополнительный материал к действующим учебникам, способствующий применению принципов, методов и приемов обучения к самостоятельной работе школьников. Упражнения должны быть конкретными, определенными, иметь краткие ответы и легко проверяться по ключу. Вместе с тем имеются виды учебных работ, которые требуют творческого подхода, инициативы, креативного решения. Каждое упражнение должно содержать лишь одну трудность. При этом ученик совершает одно действие или операцию. Широкое применение имеют задания с выбором правильного ответа.
Контрольные задания с выбором ответов оформляются на отдельных карточках или в виде специальных сборников тестов. В соответствии с учебными целями и задачами учитель определяет содержание и методику применения.
К технические средствам обучения могут быть отнесены различные технические устройства, диапроекторы, проекторы, компьютеры, микроскопы, телескопы, проигрыватели, магнитофоны, СD и DVD плееры, видеофильмы, телевидение, DVD и СD диски, аудиозаписи.
Наглядные пособия используются для формирования у учащихся представлений и понятий на основе непосредственного восприятия предметов, явлений объективного мира или их изображений.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: